Выбор языка/Choose Language

Русский

Культура PDF Печать Написать письмо
25.08.2009 20:25

Культура

На днях я прочитал главу Культура из книги Adventures in Missing The Point. Автор (Макларен) затрагивает очень актуальную тему, которую в свое время еще поднимал Ричард Нибур (Richard Niebuhr) в своей книге Христос и Культура/Общество. Быть врагом культуры и общества? А может быть в обществе и принимать все вызовы, которые бросает нам современная культура?

Я попытался перевести на русский язык ключевые моменты одной из глав данной книги, считая, что представленная информация будет очень интересна и полезна для представителей Простых Церквей:

Мы желаем защитить наших прихожан от алкоголя, рекомендуя им избегать злополучных мест, которые пропагандируют выпивку. Для того, чтобы не попасться на крючок мы говорим – избегать людей, которые пьют, так как в их компании ваш слух будет резать бранная речь, так присуща подвыпившим людям…

Мы желаем защитить прихожан от всего, что связано с добрачным сексом, поэтому мы создаем такое напряжение вокруг этой темы, что заставляем людей чувствовать себя совершенно не комфортно не только с представителями другого пола, но также некомфортно со своей личной сексуальностью. Мы, проповедники, создав такую шумиху вокруг интимных тем, сделали прихожан неосведомленными, отчасти невежественными и скованными во всем, что касается тем, связанных с сексом. Зато мы гарантировали, что наша паства не будет вовлечена в сексуальные проблем. Мы надеемся, что не будет вовлечена…..

Мы желаем защитить наших прихожан от стадного инстинкта, побуждая их не поддаваться давлению, поэтому, к примеру, мы говорим, что хорошие верующие не ходят на фильмы, на которых стоит ограничение 18 лет. Хотя нет, хорошие христиане вообще не должны ходить в кино. Они также не должны слушать реп музыку. Хотя нет, хорошие христиане вообще не слушают поп музыку…..

Мы препятствуем им дружить с нехристианами. Мы ободряем их проводить все свое свободное время, занимаясь церковными служениями, посещая церковные собрания, короче говоря, вести постоянную церковную деятельность. Не является ли это своего рода спасительной норой или христианским гетто, которое способно защитить нас от влияния этого мира?

Мы желаем защитить наших прихожан от жадности, поэтому, посредством определенных проповедей, мы создаем особый климат, который предполагает скептическое отношение к «хорошим» деньгам, личному успеху, и раскрытию своего потенциала якобы с моральной и библейской точки зрения. Мы говорим, что иметь амбиции среднего класса это нормально, находиться посередине всего – это самое надежное и безопасное положение….

Мы желаем защитить наших прихожан от утраты их веры в Бога, поэтому предупреждаем, что очень опасно изучать философию, участвовать в культурных мероприятиях, заниматься искусством, пытаться развязывать нелегкие вопросы и размышлять о спорных темах. Мы проповедники убеждаем их остерегаться науки (ведь они могут согласиться с положениями эволюционной теории), избегать участия в решении социальных вопросов (они могут симпатизировать/сочувствовать либерально настроенным массам, «криминальным» элементам и даже людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией), сторониться искусства (их взгляд может упасть на изображение обнаженного тела). Мы находим подходящие аргументы, зачастую банальные для нас самих, в своей сущности малоубедительные, поверхностные, извращенные, такие, что мы сами верим в них с трудом. Но мы оправдываемся перед самим собой тем, что даже плохая вера наших прихожан лучше, чем отсутствие таковой….

Короче говоря, желая защитить наши общины от проникновения мира, мы проповедники говорим им, «Не будьте в мире». Наверное, нам просто удобней иметь христианство, которое подвержено нашему влиянию, проще быть вне культуры, чем в культуре, внутри нее или с ней.

Но есть одна проблема: пытаясь уберечь людей от мира, мы сбиваемся с пути. Честно говоря, мы просто разрушаем/разоряем людей (а также себя) как учеников, а также вредим им, как человеческим существам. Самое удивительное - это то, насколько снисходительны к нам наши прихожане, особенно в свете того «ущерба», который мы наносим им. Удивительно также, насколько терпелив к нам Господь, когда мы причиняем «ущерб» его людям и его делу.

Проповедники естественно правы, в том, что Иисус призывает нас быть не от мира сего. Мы также правы в том, что есть воля Бога в том, чтобы мы были «другими/не такими же как…/не похожими на…» - как соль в мясе, не как мясо; как свет во тьме, не тьмой (Мф. 5:13)

Но мы ужасно неправы насчет всего остального: Иисус не желает, чтобы мы были вне этого мира – это даже не должно вызывать никаких сомнений. Особенно если вспомнить его молитву, записанную в Иоанна 17. Как и многие сегодняшние проповедники, Иисус был обеспокоен относительно нашей безопасности: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое» (11 стих). Но в отличие от многих христианских проповедников, Иисус не гарантировал безопасность через изоляцию своих последователей. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира», Иисус просит Отца: «но чтобы сохранил их от зла» (стихи 14-16). Как же тогда мы предполагаем быть в мире (имеется в виду не наша планета, а человеческая культура/общество) и в тот же момент не сообразоваться с ним? Есть две подсказки в следующих словах молитвы Иисуса:

Подсказка №1: «Освяти их истиной, слово твое есть - истина» (стих 17). «Освяти» обозначает «сделай святыми» или «особенными» или «отдели». Иисус тем самым говорит, что Его ученики будут защищены не посредством изоляции, а идентичностью/родством с…/отличительной чертой. Их идентичность/родство с…/отличительная черта как учеников обозначает, что они понимают себя, как отделенных, призванных к особой и святой цели. Они приняли истину Божьего послания и эта истина стала для них призывом к более высшей, более глубокой, более богатой, более целелеустремленной жизни.

Но как это выглядит сегодня? Например, Я иду в кино. Периодически на экране я вижу сцены убийств, разнообразных сексуально озабоченных, воров и бандитов. Но среди этих ужасных и ущербных персонажей, встречаются моменты доброты/отзывчивости, прощения, верности, чести, искренности. Смотря все это, я выгляжу так же как любой сидящий в кинотеатре, сидя там и запивая попкорн кока-колой – но в моем разуме, я имея особое понимание, вижу то, что не видит мой сосед, который сидит рядом. Из-за того, что я был отделен Богом, я оцениваю все, что я слышу и вижу через призму Божественной истины. Иной зритель, может быть, думает так: «прекрасное тело…шикарная машина…профессиональный спец эффект». Но мой разум работает, сравнивая происходящее на экране и оценивая картинку с истинным посланием которому я доверяю.

Подсказка №2: «как Ты послал Меня в мир», молится Иисус, «так и Я посылаю их в мир» (стих 18). Для того, чтобы понять огромную важность слова «посылать», которые мы находим в молитве Иисуса, давайте рассмотрим такой сценарий. В мрачном квартале, делового центра города есть ночной клуб, в котором постоянно не спокойно в ночное время: незаконная продажа наркотиков и их приобретение, алкоголь льется рекой, слышатся бранные слова, проститутки настырно пристают, но и пристают настырно и к проституткам, бандиты замышляют очередное преступление. Давайте попробуем изменить масштаб происходящего, сфокусировавшись на определенных личностях:

- Джейк ищет себе собутыльника. Он один, ужасно безнадежен, и сорит наличностью, которой разжился после ограбления, которое совершил в другой части города.

- Шанель ищет нарко-диллера. Она сидит на героине, вот-вот и начнутся ломки, поэтому ей срочно надо уколоться. Еще до вчерашнего дня она проходила курс лечения в наркологическом диспансере. А теперь она опять на улице, полностью разбитая, спрашивая себя, на что она еще готова за очередную порцию наркотиков?

- Брюс ищет перед кем бы покрасоваться. Очень долгое время он сдерживал агрессию из-за своего комплекса неполноценности. Поэтому, для того, чтобы чувствовать удовлетворение ему необходимо произвести впечатление хотя бы на кого-то. А это говорит о том, что возможно, что сегодня ночью он даже завяжет драку.

- Донна ищет, кого бы подцепить – может друга, а может незнакомца. В принципе это не так уж и важно когда ты одинок, думает она.

В течении следующего часа, порог клуба, полный пустых бутылок и разного мусора, пересекли четыре других человека. Внешне они не отличались от других присутствующих в клубе, которые то там, то сям мельтешились в тусклом свете светомузыки:

- Маркус – секретный агент, ищущий Джека, с целью арестовать его.

- Шариз - сестра Шанель, желающая убедить свою сестру вернуться обратно в диспансер.

- Лесли – член организации по борьбе со СПИДом. Он раздает буклеты, которые советуют людям остерегаться рискованного поведения.

- Мария – журналист, которая пишет заметку о группе, которая играет этой ночью.

Разница между первой и второй группой людей, конечно же в том, что вторая группа находится в клубе со своей личной миссией – и эти миссии ставят их в положение, когда они находятся в клубе, но в тот же момент не являются частью его.

Подобным образом происходит и с их разумом, который изменен новым пониманием принадлежности и миссии. Последователи Христа могут полностью быть в мире, живя в нем, и в тот же момент, не являясь с ним однородной массой. Более того, находясь в мире, они не одиноки, они в нем с Иисусом.

Что касается Иисуса:

- Он был послан в мир, как искатель потерянного сокровища, как доктор для больных людей, как друг для не имеющих друзей. Разделяем ли мы его миссию?

- Он был выражением Божьей любви по отношению к этому миру. Можно ли и о нас сказать подобное?

- Он желал искупить и спасти культуры мира (как это четко видно в откровении 5:9, где говорится, что культурные различия будут сохранены на небесах). Действительно ли мы с таким уважением и любовью относимся к разнообразию человеческих культур?

- Он посещал «вечеринки» и был даже упрекаем в том, что является другом пьяниц и любителей хорошо поесть, был своим среди собирателей податей и других грешников. А что насчет нас? Настолько ли и мы изолированы, что бы и нас упрекали?

Перевод: Денисенко А. 4.08.2009

 
RocketTheme Joomla Templates