Поучительное путешествие Печать
03.11.2008 14:54

Поучительное путешествие по пути начинания церквей в славянских культурах

winding-road.jpgПрежде чем вы прочтёте все изложенные ниже размышления, хочу заметить единую мысль, порождающую и объединяющую в себе все остальные мысли данных рассуждений

Церковь призвана быть земным отображением Триединого Бога

В триедином Боге мы видим проявление божественной жизни, божественного общения и божественной цели. Мы видим общение, выраженное во взаимной любви, взаимной зависимости, взаимном уважении, взаимном подчинении, взаимном существовании и взаимной цели.

Когда мы смотрим на церковь, она должна выражать те же проявления, которые мы наблюдаем внутри сущности нашего триединого Бога, Отца, Сына и Святого Духа.

Наша мотивация и побуждающая страсть заключается в желании того, чтобы церковь на земле была отражением нашего триединого Бога. Не станем на данном этапе отвлекаться на обсуждение природы мегацерквей, целеустремлённых церквей, или же ячеечных церквей, церквей следующего поколения, традиционных церквей, простых или же современных церквей.

Вместо этого, просто зададимся вопросом: каким образом мы можем стать такой церковью, которая по истине выглядит так, как выглядит наш триедины Бог?! Мне нравятся простые органические церкви, поскольку я убеждён в том, что они являются ранними наиболее приближенными отражениями природы триединого Бога в церкви. Я, однако, не настаиваю на том, что они являются единственно верным её выражением. Я выступаю в поддержку всякого выражения церкви, которая практикует главенство Христа, священство всех верующих, встречи открытые для участия каждого верующего, и не иерархический стиль руководства.

СОДЕРЖАНИЕ

- Предисловие
- Поучительное Путешествие
- Призыв к Переменам:  Миссионерский Взгляд
- Искренние Перемены, Ведущие к Восстановлению
- Защита Христианизма
- Насаждение Церквей. Прошлое и Будущее
- Простые Воспроизводящиеся Церкви
- Заключение


ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Прошло уже восемнадцать (18) лет с тех пор, как мы начали свою миссионерскую деятельность в Украине и других славянских странах. Под влиянием миссионера в Китае Роланда Аллена мы разработали и внедрили ряд принципов и практик для начинания новых церквей и поддержки движения начинания церквей. Не придавая чрезмерной важности этим методам и практикам мы можем, однако, сказать что они  соответствуют водительству Святого Духа, и благодаря им мы стали участниками замечательного духовного роста и духовного пробуждения. И хотя мы совершали ошибки, отходя от практики этих принципов, мы, в общем, старались хранить верность водительству Духа и Его путям.

Организация CPTI начала своё существование в 1992 году с целью предоставлять стационарное обучение и подготовку для начинателей новых церквей и, в последствии в 1995 году - для обучения наставников начинателей новых церквей.  В 1997, мы перешли от модели стационарной подготовки к региональной модели подготовки через местные ассоциации, осуществляя обучение 85 команд, состоявших из 4 человек по схеме 1 «Павел» и 3 «Тимофея». В результате всей вышеупомянутой деятельности была начата 631 зарегистрированная церковь и порядка 1100 домашних церквей.  В 2004 было совершено следующее наблюдение: большинство новых церквей находились в сельской местности и были традиционными по своей природе, что оставляло городскую молодёжь не достигнутой евангельской вестью. Тогда был начат Проект Следующее Поколение, целью которого было начало 10 порождающих движение церквей в городах для достижения молодого поколения. Этот проект проявил себя очень успешным и мы планируем его продолжение и поддержку в 2009 году. CPTI предоставляет гранты церквям участникам проекта Следующее Поколение для развития служений с нарко-зависимыми, сиротами и детьми улицы, служения инвалидам, служения среди бездомных и бедных. Церкви этого проекта так же начали 12 дочерних церквей в 2006 году и 9 – в 2007.

Ещё в начале нашей первопроходческой работы я четко видел, как нам приходится соревноваться с Христианизмом . Это было соревнование в котором мы были обречены на поражение, в то время как Христианизм Запада проникал в Украину, восстанавливая Украинскую историю Христианизма. Строились здания, предоставлялось богословское образование, воссоздавались христианские  учреждения, восстанавливалось духовенство. Ещё тогда стало ясно, что всё это приведёт к потере спонтанности работы Евангелия.

После долгих размышлений я пришел к выводу о том, что наибольшие сожаления у меня вызывает не тот факт, что я был миссионером, а то, что будучи миссионером я принимал участие в распространении путей Христианизма и тех парадигм роста церкви, которые привели к неизбежному упадку евангельской работы в Украине. Создавалось впечатление, что были утеряны пути Святого Духа. Брат Юн из Китая в своей книге «Небесный Человек», описывает природу учрежденческой церкви как клетку, которая удерживает птиц от свободного полёта и распространения благой вести. Даже стратегия полного проникновения при насаждении церквей оказалась не лишена черт Христианизма с его недостатком простоты и несклонностью к воспроизводству.

Я убеждён, у всех нас есть причины совершить переоценку наших миссионерских усилий. Американские церкви и миссионеры чаще всего являются поставщиками Христианизма, который на практике производит более сдерживающий эффект на процессы спонтанного распространения евангелия, нежели поощряет к его распространению. Хотя такое заявление может показаться несколько резким и догматичным, однако я на 100% уверен в его истинности, убедившись в этом как в теории так и на практике. Нашу работу, думаю, наилучшим образом описывает отрывок из Рим. 10:2 : «Я свидетель их ревности о Боге, но ревность их не основана на знании». (См. Раздел Защита Христианихма)  
Последующие заметки отражают долгий и упорный путь познания одного миссионера. В этом пути мною всегда руководило желание видеть как люди приходят ко Христу и убеждённость в том, что умножающиеся церкви и есть наилучший путь благовестия любой страны, а так же и в том, что простые церкви являются наилучшим способом породить движение воспроизводящихся церквей. Я попросту верю в то, что пройденный мною путь сможет послужить поддержкой людям, разделяющим со мной ту же страсть и побуждения, людям, нашедшим в себе смелость избегать посягательств Христианизма на евангельскую работу в церквях и миссиях.



ПРИЗЫВ К ПЕРЕМЕНАМ
МИССИОНЕРСКИЙ ВЗГЛЯД

Последние восемнадцать лет миссионерской работы в Украине и других славянских странах привели меня к выводу о том, что нам необходимо вернуться к «Забытым Путям» Святого Духа, о которых мы читаем в книге Деяний, и о которых узнаём из истории ранней церкви, если мы действительно хотим донести Евангелие Украине, другим славянским народам, и людям до краёв земли.

«Забытые Пути» подразумевают под собой апостольскую среду, органические, простые воспроизводящиеся церкви, церкви движимые миссией и посылающие на дело благовестия, церкви выращивающие учеников и готовые идти на жертвы и риск.

Украина – европейская страна; однако её духовная история довольно сильно отличается от Европейской. Европа – часть Западной цивилизации и бастион как воззрений Христианизма, так и постмодернистских воззрений, которые в свою очередь довели современное христианство в большей части Европы до коматозного состояния.
Украина, как пограничная или же буферная страна попадала под влияние многих сил на протяжении своей духовной истории. Духовное влияние на эту страну осуществлялось как с Запада, так и с Востока. С 988 года Украина считается христианской страной, в которой сильное влияние на все сферы жизни оказывает Православие. Зачастую Православие отождествляется со Славянской культурой. «Русский - значит Православный; Православный - значит Русский». Отличительными чертами Христианизма являются: центральность кафедральных соборов, учреждение официального руководства с разделением на духовенство и прихожан, учреждение доступа к благодати посредством таинств, центральная роль церкви в жизни общества и культуры и привлекающая природа церкви, всё это стало присущим Православной церкви и, в меньшей мере, евангельской церкви Украины в 20м веке. 
Однако, угнетающее влияние коммунизма  в 20м веке внезапно прервало доминирование Христианизма в Украинском обществе. Коммунисты постарались оттеснить верующих, посредством попыток заменить веру в Бога верой в государство. Они разрушали храмы и  дома молитвы, они преследовали, убивали и запугивали верующих, они загнали в подполье большую часть церкви, а легальная церковь оказалась под строжайшим контролем. Такими были факторы, сформировавшие евангельскую церковь, восставшую из ига коммунизма в конце1980-х – начале 1990-х годов. Во многом церковь стала похожей на первоапостольскую  церковь 32-313 годов нашей эры.  (см. Таблицу А.)
Церковь времён коммунизма не столь зависела от зданий, её духовное руководство стало основываться на дарах, и было вынуждено финансово поддерживать себя само. Отрезанная церковь видела свою роль как церкви миссионерской и горящей ради евангелия, совершая молитву и евангелизируя перед лицом гонений. Именно это рвение в вере и стремление донести евангелие до погибших так сильно завораживало нас, первых ранних заморских посетителей, при встрече со славянскими верующими. Нам сразу же бросался в глаза этот контраст глубокой духовности и смиреной веры, и известный нам в американских церквях недостаток глубины и духовности. Мы жили в христианском обществе, и при этом были очень далеки от апостольской модели церкви. (см. табл. А)


 

Мы были тёплыми, в то время как эти верующие
были раскалены до бела!

Сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь тому, как скоро произошли огромные перемены в культуре и истории. Менее 20 лет прошло со времени падения коммунистического режима. Но, кажется, что Славянские церкви устремились восстановить свой христианизм и достичь уровня Западных церквей, точно так же как и культура устремилась к существующему на Западе постмодернизму.

Итак, мы оказались в таком положении и в такое  время, когда Евангельской церкви приходится задавать вопрос: «Куда же мы направляемся»? Присоединимся ли мы к коматозному состоянию Европейского и Западного христианства или же окажемся достаточно мудрыми и храбрыми для того, чтобы вернуться к апостольской, миссионерской вере ранней церкви, породившей «простые церкви» с быстрым воспроизводством. Нам необходимо дать ответ на многие вопросы:  Какие традиции мы оставим? Какие традиции мы отбросим? Несомненно, стремление к христианству западного образца заведёт нас в тупик, поскольку и сам Запад нуждается в революции в собственной вере и собственной церкви, чтобы та смогла выжить. (85% - Американских церквей находятся в состоянии спада или застоя. С 1990 по 2005 гг. посещение церквей снизилось с 20,5% до 17,5%). Мы, христиане из Запада, попросту принесли с собой на Украину ещё один стиль «Христианского Мира», и при этом очень мало помогли церкви стать простой и воспроизводящейся.

Нам хотелось бы призвать Славянскую церковь вернуться к своим замечательным апостольским корням миссионерско-апостольской церкви на которую должна быть похожа наша церковь. Это всегда было частью самой истории славянской евангельской церкви:  миссионерство, воплощение, посланничество, децентрализованность, и независимость от зданий – развитие простых, воспроизводящихся церквей.

Мы верим в то, что этому поколению нужна новая волна молодых лидеров, которые бы хорошо понимали важность настоящего момента.  Станем ли мы дальше развивать модель Христианизма с её недостатком простоты и воспроизводимости, или же мы сделаем свой шаг в сторону апостольской/миссионерской, простой и воспроизводимой модели? Дорога христианского Мира пространна и удобна для слепого хождения по ней. И именно этот широкий путь заводит в духовное омертвление и спад. Узкий путь сложен для продвижения; это радикальный путь, требующий от мужчин и женщин, идущих по нему, великой мудрости, отважности и духовной дальновидности, чтобы оставаться простыми, практиковать воплощение и воспроизводство.

Ирония судьбы, пожалуй, и состоит в том, что именно в сплетении тяжести дней 20-го столетия выживает истинное сердце настоящего Христианства. Коммунизм, на самом деле, вынудил церковь должна была обратиться к своим первоапостольским корням. Может ли случиться так, что недавно обретённая религиозная и политическая свобода с её процветанием уведёт нас прочь от Искреннего Христианства и доведёт нас до печального состояния Христианизма, которое мы наблюдаем в мире?


Таблица А.

 


Апостольский и пост- Апостольский период
(32 – 313 г. н.э.)

Расширение и триумф Христианского мироустройства
(313 г. – до наших дней )

(Восстающее) Миссионерское Поколение
(последние 10 лет)

Христианство: Не имело священных зданий. Зачастую, скрывалось и было гонимо.

Здания становятся центром действия и жизненного опыта церкви.

Отвергает нужду и заботу о священных зданиях «церкви».

Пятисоставная команда руководства, развивающая людей на дело служения

Руководство осуществляется учреждённым духовенством, которое действует с позиции пасторов – учителей.

Руководство прибегает к первопроходческим, инновационным действиям, пятисоставной модели руководства. Лидерство не учрежденческое по предпочтению.

Простое и децентрализованное движение

Учрежденческо-иерархическая идея организации и управления.

Простое и децентрализованное движение, партнёрства.

Причастие празднуется в качестве священной общинной трапезы.

Растущее учреждение доступа к благодати посредством участия в таинствах.

Возрождает и вдыхает святость в ритуалы, новые символы и события, даже такие как принятие пищи.

Церковь вытесняется из общества и загнана в подполье.

Церковь воспринимается центром общества и окружающей культуры.

Церковь снова вытесняется обществом и культурой. Церковь обновляется в своём миссионерском подходе по отношению к культуре.

Миссионерская церковь, воплощающая Христа и посылающая на дело служения. Воспроизводство.

Привлекающая/ извлекающая схема действий. Прибавление

Миссионерская церковь, воплощающая Христа и посылающая на дело служения. Воспроизводство

В 1990-х годах в Украина стала свидетелем одного из самых великих духовных пробуждений во всей истории церкви – это было воистину десятилетие благовестия  и начинания новых церквей. Однако остаётся открытым вопрос о том, на сколько хорошее участие приняла церковь в работе Святого Духа.          Начало 21-го века выводит на свет вопросы о природе евангельской церкви и её будущем направлении движения.


Начинает казаться, что бум прошедшего десятилетия в начинании новых церквей, может сойти на «нет». Так или иначе, темпы значительно снизились. Причины тому следующие:

  • Многие церкви, начавшие по одной церкви, не продолжили процесс умножения.
  • Многие недавно организованные церкви не воспроизводятся. Многие из них переживают незначительный рост или же вообще не растут.
  • Большая часть начатых церквей (70%) находится в сельской местности Украины, где проживает подавляющее меньшинство населения (30%). Города Украины остаются без Евангелия и церквей – в основном это молодёжь.
  • Традиционно сложившаяся культура внутри церквей приводит к тому, что церковь теряет собственную молодёжь и не достигает молодёжь в городах.
  • Прежние движения по начинанию церквей стали централизованными и зависимыми от учреждений.

Задумаемся над следующим:

  • Количество членов в Евангельских/Баптистских церквях достигло своего максимума в 2003 году на отметке  143,345 человек и сократилось до 136,811 в 2006 году.
  • Процесс насаждения церквей достиг своего апогея 2000 г. На отметке 160 новых церквей в год. С тех пор эта цифра стремительно сокращается с каждым годом.
  • Город Полтава насчитывает 306,000 тысяч населения, из которого 125,000 человек – молодого населения в возрасте 15 – 29лет. Из них лишь  400 человек посещают какую-либо евангельскую церковь.  Это составляет 0.3%.

 

Мы убеждены, что в Украинской Евангельской Церкви есть три основных недостатка. И если их не удастся устранить, они будут сдерживать движение быстрого воспроизводства.  Во-первых, в Украинской Евангельской церкви сохраняется сильная убеждённость в том, что люди должны приходить к ним. Это почти что похоже на духовный фатализм, который гласит:  «Когда Богу будет угодно, он приведёт их, и люди придут (к нам)». Это привлекающая модель. И, пока такое отношение не заменит воплощающая модель Иисуса, который пришел в мир, чтобы изменить мир, церковь не сможет достичь людей в своей культуре.Что же является вдвойне тревожащим, так это то, что церковь, которая зависит от привлечения людей («придите к нам») не является привлекательной для культуры. Когда церковь начинает идти, то чаще всего она начинает говорить с массами людей и не строит с ними взаимоотношений. Благовестие следует такому принципу: провозглашение – принятие решения – принятие и общение. Воплощающее благовестие начинается с общения и принятия, после которого следует общение и служение, которые переходят в принятие решения и ученичество. И хотя массовые евангелизации показывают ограниченную эффективность в Украинских церквях, этот метод продолжает быть распространённым и популярным, как будто иных методов не существует.

Во-вторых, церкви остаются духовно дуалистическими. Высокой стеной они пытаются отгородить священное от обыденного, святое от светского, спасённых (нас, внутреннее) от не спасённых (их, внешнее). Это порождает богословие отделения в доктрине и на практике. Результат же такого воззрения очень похож на результат привлекающего метода. Христианской становится та часть жизни, которая прожита в четырёх стенах священного здания, среди святых людей и их священников. Потому как мы святы, а мир – нет, мы оправдываем жизнь в отрыве от окружающего мира. Это вовсе не похоже на жизнь Христа и является полным непониманием доктрины, изложенной апостолом Павлом в своих посланиях и прожитой им в жизни.

В-третьих, церковь, зачастую, крайне иерархична, бюрократична, и включает в себя жесткую авторитарную вертикальную структуру управления, которая подавляет инновационное, предприимчивое руководство, апостольское лидерство и методы, ведущие к спонтанному распространению и быстрому воспроизводству церквей. Децентрализация практикуется крайне редко, в связи с преобладающим страхом потерять контроль.  Страх порождения ересей, и страх потери контроля над моралью людей являются гласными, и негласными мотивами для сохранения строгого контроля системы над людьми. Ранняя церковь смогла вырасти с 25000 в 100 году н.э. до 20 000 000 к 301 году н.э. благодаря тому, что была похожа на децентрализованную сеть.

Надежда Евангельской церкви зависит от её желания и способности стать воплощающей, а не привлекающей; быть мессианской в своей духовности, а не следовать принципам дуализма; и быть сбалансированной в руководстве, давая возможности апостольскому и миссионерскому руководству вести церковь изнутри наружу.


Всё это не просто второстепенные перемены в парадигме церкви. Это гигантские трансформационные перемены, которые потребуют ни много, ни мало – революционного мышления и действий. Я убеждён, что незначительные, эволюционные перемены в церкви в контексте быстро меняющейся культуры оставит нас завтра в том же месте, из которого мы  вышли сегодня. Крохи перемен то тут, то там не приведут нас к искренним изменениям. Перестановка стульев на палубе не спасёт тонущий корабль, равно как и не даст нам возможности увидеть революционной евангелизации Украины. Те, кто высоко ценит медленные перемены и стабильность обречены оставить церковь в глубине трясины Христианизма.

Я надеюсь, что церкви Следующего Поколения примут на себя ответственность сломать барьеры и меняться перед лицом противления и всегда сохраняющейся нетерпимости к переменам. Что они станут ранними новаторами ради Евангелия. Что они сохранят здравую неудовлетворённость традициями и стилями, которые более не действенны в деле достижения молодого поколения,  и что их принципом и мотивацией действий станет: Воплощение Христа, Мессианская Духовность, Апостольское Лидерство, Простые Церкви, воспроизводящЯЯся церкОвЬ. Это наилучший, и, возможно, единственный путь, которым Украина сможет продвинуться дальше её нынешнего состояния, когда лишь малая часть населения является евангельскими верующими. Разве Дух Святой не желает большего для славянских стран? Разве Дух Святой не показал нам пример Своей работы в ранней церкви и во многих движениях на протяжении истории?

Из собственных наблюдений я вижу те значительные перемены, которые заметны в некоторых новых церквях, однако церковь нуждается в  своей «Помаранчевой» Революции. Нам необходимо каким–то образом отойти от сложной привлекающей модели функционирования и принять простую воплощающую Христа модель – оставить организационную/учрежденческую природу и строить наши церкви на принципах органичности.

Во-вторых, мы видим, как воспитываются молодые лидеры, но потом, они уходят для получения формального образования в богословских учреждениях, вместо того, чтобы получить полную подготовку в самой церкви. Заметно, как формальное богословское обучение подталкивает церковь к привлекающей, учрежденческой модели, при этом - не производит и не поддерживает воплощающие органические церкви. Перед нами стала необходимость в создании абсолютно новой модели подготовки лидеров – модели, которая будет воплощающей, органической и сильно зависимой от отношений.

В-третьих, среди новых церквей наблюдается некоторое ограниченное воспроизводство, однако приходится признавать, что это умножение не является сколь либо быстрым или спонтанным. Модели, зависимые и основанные на зданиях, выступлениях, и образовании, будь-то традиционные или современные, всё ещё остаются дорогостоящими и не имеют возможности к быстрому воспроизводству. И хотя среди новых церквей есть намного больше желания начинать новые церкви, они остаются в ловушке не воспроизводимых – привлекающих моделей.

Хотелось бы чётко заметить, что славянские страны нуждаются в мужчинах и женщинах, готовых взяв на вооружение принципы органичности и воплощения, принести церковь людям, вместо того, чтобы ждать, когда люди придут в церковь.
Нам нужны люди, готовые идти в атаку против Сатаны и его порабощения людей.
Нам нужны лидеры, которых не напугает отвержение со стороны учрежденческой церкви.
Нам нужны лидеры, готовые изобретать и пробовать новое; те, кого не удовлетворит ничто меньшее, чем церкви, способные к быстрому воспроизводству

Задумаемся над следующим:
Если мир, в котором вы живёте в основном состоит из Христиан, тогда можно уделить внимание зданиям и поддержке христианских учреждений. Нужды тех, кто внутри этого мира приобретают чрезвычайную важность, поэтому мы сосредотачиваемся на таких вещах как членство в церкви, доктрина и поддержка христианских учреждений. Тогда мы начинаем поощрять пасторов заботится о нуждах членов церкви и следить за тем, чтобы жизнь церкви протекала слажено и без особых эксцессов, даже когда она не обязательно протекает в правильном русле. Мы возвышаем приоритетность проповедования слова Божьего, преподавания таинств и покрытия членов церкви пасторской опекой.
Если же мир, в котором мы живём в большинстве своём не христианский, тогда нужно следовать за Христом (быть таким как Он) живя в своей культуре, как воплощающий Христа миссионер, служить нуждам людей (физическим, духовным, эмоциональным). Тогда нам придётся воспитывать апостольское руководство, способное постоянно расширять внешние рамки церкви. Подготавливать пасторов так, чтобы те оснащали каждого (священство всех верующих) чтобы те могли быть миссионерами в мире, в котором они живут – быть людьми посланными практиковать любовь, заботу, и гостеприимство путём построения взаимосвязей и практической жизни, подчинённой посланию Христову. Позволить Христу быть главой Его церкви, и признать тот факт, что пока мы не станем воспитывать умножающихся учеников, мы не сможем породить движение здоровых церквей.

Если вы – один из таких людей, мы хотим знать о вас. Пишите по адресу: richcpti@cs.com или же посетите нашу страницу в Интернет: www.simplechurch.com.ua.

Я славлю Бога за тех молодых руководителей, которые уже прокладывают путь к тому, чтобы быть и воспроизводить воплощающие Христа органические церкви.

Искренние Перемены, Ведущие к Восстановлению

Когда я мысленно возвращаюсь к историям, записанным в Библии, я никак не могу оставить без внимания тот факт, что наш Бог является Богом, подводящим нас к необходимости больших перемен и связанного с ними риска. Авраам оставил свою страну; Ной строил ковчег; Моисей, колебался ответить на Божий призыв; Халев и Иисус Навин – которые утверждали, что хотя народ не справится, Бог сможет сделать то, к чему Он их призывает; Есфирь, которой пришлось рискнуть своей жизнью и положением; Ионафан, которому вместе с Давидом пришлось противостоять своему отцу и царю – Саулу; Иисус в пустыне и Павел – в своём революционном рвении.

Наш Бог – революционер и Он призывает нас, чтобы мы присоединились к Нему, как революционеры, ищущие великих перемен. Браян МкКларен был прав в своём заявлении, когда говорил о том, что если перемена не значительна, она не приведёт к изменениям.

Искреннее восстановление церкви(ей) из их нынешнего состояния как в Америке так и в Славянских нациях потребует от нас значительных перемен. Никакая корректировка существующих систем не окажется достаточной. Наши системы, которыми мы пользуемся сегодня, в совершенстве подходят для тех результатов, которые мы видим и получаем, а это – СПАД.

Перемены, о которых я веду речь, не являются чем-то новым, они скорее являются возвратом к апостольским образцам, которые мы находим в Новом Завете, равно как и возвращение к следованию за примером главы церкви - Иисусом Христом, подражая Ему в слове и деле. В жизни ранней церкви мы находим принципы и концепции, способные повести нас в будущее. Эти принципы и концепции применимы для всех тех, кто стремится и старается достичь восстановления – молодое поколения евангельских христиан, духовные мини движения, либо старания в начинании новых церквей. Они не подвластны культуре и применимы как в Украине, так и в Америке. Они так же противоречат Христианизму – официально признанной христианской культуре. Мы не сможем продолжать сохранять признаки, присущие Христианизму. Необходимо будет пережить некоторое разрушение, прежде чем мы сможем испытать восстановление. Нам необходимо сломить нашу зависимость от зданий и профессионального руководства. Мы должны будем передать ответственность за совершение крещения и проведение Вечери Господней Божьему народу. Нам необходимо будет искать пути избавления от учрежденческой природы церкви.



Я полагаю, что к восстановлению церкви нас смогут привести следующие перемены:
  • Возвращение к приоритету следования за посланием и примером Иисуса Христа и примером Троицы, которые должны будут направить наше понимание миссии, которая, в свою очередь, определит наше понимание того, какой должна быть церковь и как она действует. Слишком уж часто мы сосредоточены на вопросах церкви, поступая так за счёт Христа и Его миссии.
  • Возвращение к органическим системам, таким как простые церкви, взаимосвязи церквей, децентрализованная организационная структура и неиерархическое руководство. Фундаментальным убеждением Роланда Аллена заключалось в том, что всё, что необходимо для завершения Великого Поручения – это простой организм поместной церкви. Ничего более сложного не требуется.
  • Возвращение к апостольской среде, которая предполагает, что апостольски одарённые мужчины и женщины смогут занять руководящее положение в церкви. У нас слишком часто в церкви преобладает пасторски одарённое руководство, оседлое по своей природе.
  • Возвращение к абсолютно фундаментальной работе по воспитанию учеников. Даллас Уиллард (Dallas Willard)  говорит о том, что наибольшим упущением церкви является то, что мы больше не эффективны в воспитании воспроизводящихся учеников.  Нил Колл в этой связи добавляет… если мы не воспитываем воспроизводящихся учеников у нас не будет умножения лидеров, способных начинать воспроизводящиеся церкви, которые, в свою очередь, порождают  движение здоровых воспроизводящихся церквей.
  • Возвращение к тому, чтобы быть церковью, воплощающей и миссионерской по своей природе, в которой бы все были миссионерами, в том окружении, в котором они проживают, работают или учатся. Это значит, что нам необходимо отойти от модели привлекающей церкви, посылающей на миссию лишь профессиональных миссионеров.
  • Возвращение к тому, чтобы быть готовыми идти на риск, опасности и вызовы, которые сопряжены с природой нашего призвания, как последователей Христовых - жить так, чтобы не бояться, когда другие вас воспринимают как революционеров или варваров. Это значит, что нам необходимо будет оставить наши претензии на власть, процветание, популярность и удобство в жизни.
  • Возвращение к собраниям, открытым для всеобщего участия, в которых есть место для праздничных приёмов пищи, где проявляется семейная природа и атмосфера церкви, и видно главенство Христа (1-е Кор. 14: 26, Кол. 1:18; Еф. 1:22); собраний в которых происходит взаимное назидание всех участников. Это значит, что нам придётся пожертвовать стилем наших собраний, когда есть разделение на выступающих и слушающих.
  • Возвращение к практике священства всех верующих. Это, на деле будет означать возвращение к функциональному, не иерархическому руководству и отход от разделения церкви на духовенство и прихожан, порождаемого присутствием профессиональных служителей трудящихся на полную занятость. Нам понадобится научиться тому, что значит иметь и практиковать главенство Христа в собрании.

Что же такое Простые Органические Церкви?  Вот какими чертами, практиками или выражениями охарактеризованы простые органические (живые) церкви:

  • Практика главенства Христа в качестве авторитета и источника всего – научится слушать.
  • Практика открытых для участия каждого присутствующего встреч с целью взаимного назидания.
  • Практика не иерархичного руководства, не порождающего разделение на духовенство и прихожан.
  • Практика священства всех верующих, практика принципов говорящих об отношении друг ко другу.
  • Практика принятия решений путем консенсуса.
  • Опыт спонтанного выражения Христа миру.
  • Практика праздничных совместных приёмов пищи.
  • Опыт искреннего сообщества.
  • Следование образцу Нового Завета.


Защита Христианизма

Миссионер в Китае, Роланд Аллен  задаёт следующий вопрос: «Почему мы выбираем следовать тем методам, которые приносят посредственный результат, вместо того, чтобы использовать библейский пример миссионерских методов апостола Павла, которые приносили обильный плод. Я верю, что этот  вопрос задаётся с чувством удивления, и без того, чтобы проанализировать ход мысли, скрывающейся за тем, что подталкивает нас к использованию не эффективных, и не наилучших методов. Почему бы вместо этого просто не последовать примеру Павла»? После этого вопроса руководители церквей и миссий сильно воспротивились Роланду Аллену в своих попытках защитить свои труды, не приносящие спонтанного или быстрого роста. Аллен снискал критику и отвержение за свою убеждённость в том, что для евангелизации всего мира не нужно изобретать ничего более сложного, чем простой организм поместной церкви. Аллен не предлагал новый метод, вместо этого он настаивал на том, чтобы следовать путям Святого Духа которые мы видим в Писаниях.  Именно глубокая убежденность Аллена в целенаправленной работе Святого Духа легла в основание его трудов. (См. Книгу «Спонтанное Распространение церкви и Миссионерских Методов: Метод ап. Павла или Наш»).

К моему удивлению, я замечаю, что тот же сценарий работает и в наши дни. Вопреки значительному спаду в церкви (или же, в лучшем случае – замиранию и стагнации,  как это происходит в западном мире), руководители по прежнему борются за сохранение своих методов, не взирая на очень шаткое их библейское основание и довольно сомнительную их результативность. Ключевые признаки Христианизма оправдываются и отстаиваются ценой отсутствия роста или же спада. Большие дорогие здания (для того чтобы разместить нас) считаются абсолютной необходимостью. Класс возвышенного профессионального духовенства (пасторов, которые служат нам) подготовленных в академической среде служителей как необходимое условие для того, чтобы избежать ереси. Контроль за совершением крещения и Вечери Господней (для того, чтобы защитить нас) тоже становится крайне важным. На самом деле всё начинает концентрироваться на нас и нашем участии в привлекающем служении (приходите к нам), как об этом говорит Юджин Питерсон (Eugene Peterson): «сообщества верующих превращаются в общества потребителей».  (Тот факт, что мы тратим 96% наших средств на содержание зданий, штата сотрудников и непосредственных нужд церкви явно свидетельствует о справедливости такого замечания). В то же время, мы редко обращаем внимание на нуждающихся и угнетённых, пренебреженных обществом и лишенных его поддержки и справедливости, поступая вовсе не так, как это делал Иисус.

Ключевые доктрины Писания и его практики, такие как практика Главенства Христа, практика священства всех верующих, не иерархические структуры руководства, служение, воплощающее Христа; встречи, дающие возможность для участия каждого верующего; апостольски одарённые начинатели церквей и независимость от специальных посвящённых зданий или же внешних источников финансирования – всё это признаётся лишь на словах, или же и вовсе умалчивается. Мы негласно причисляем все эти доктрины к таковым, которые относятся лишь к Новозаветней практике или практике Китайской церкви, и попросту считаем их не уместными или же не работающими в наших церквях. Мы скорее последуем унаследованным нами методам, нежели осмелимся радикально меняться ради следования вдохновенным примерам Нового Завета.

Читая Новый Завет сложно оправдать потерю странствующего апостольского руководства и апостольски одарённых начинателей церквей. Сложно так же будет нам отыскать примеры встреч христиан в больших специальных зданиях, равно как и идею доминирования пасторского руководства (solo pastor) в описаниях руководства церкви, создание церковных общин, опирающихся в своей деятельности на финансовую поддержку извне. Ещё, мы не находим описаний встреч христиан построенных по принципу «выступающие-зрители», лишенных динамики взаимного (лицом к лицу) назидания. Трудно нам будет найти и позиционное иерархическое руководство, которое контролировало бы эти церкви, равно как и академические духовные учреждения, действующие в отрыве от жизни поместных церквей. Однако, не смотря на крайне слабую библейскую поддержку всех этих идей, наши церкви и миссии управляются именно таким образом, вовсе не похожим на пример Нового Завета.
Да, эта Новозаветняя церковь достаточно быстро выросла  до 10% населения Римской империи, пока Константин не начал удушение церкви посредством навязывания ей ослабляющих её элементов Христианизма.

Честно говоря, меня поражает глубина лицемерия, которая видна в нашем поведении и наша слепота, не дающая нам видеть примеры Нового Завета и примеры из многих других уголков мира, где Христианство развивается ираспространяется. Лэсли Ньюбигин (Lesslie Newbigin) называет этот процесс «приручением церкви».

Я призываю людей к начинанию простых воспроизводящихся церквей, как наилучшего выражения процесса церковного воспроизводства. Недавно, я с радостью для себя обнаружил тот факт, что по всему миру порядка 450 миллионов христиан (а это около 50% всех христиан) принадлежат к того или иного рода простым органическим структурам. Кроме того, я являюсь свидетелем того, что повсеместно многие верующие признаются в том, что постоянно ощущают, что что-то не совсем верно в нашей практике и жизни церкви. Это в особенности характерно для тех культур, в которых церковь теряет свои позиции и влияние на культуру, в которой она находится.


В качестве поощрения, хочу призвать вас к воплощению следующих пяти элементов:

  • Искренняя и преднамеренная подготовка учеников, приводящая к преобразованию жизни, воспроизводству и действию в служении и миссии. (См. Книгу Роберта Колемана «Генеральный План Евангелизации»).
  • Простые для воспроизводства встречи, проводимые ради исполнения такой библейской цели как взаимное назидание путём всеобщего участия и свободного использования духовных даров. (См. Книгу Нейла Кола «Органическая Церковь»)
  • Практика жизни и встреч под главенством Христа. Это потребует от нас слушания и настроя на волну действия Святого Духа. (см. книгу Френка Виолы «Размышления о Винных Мехах»).
  • Практика Священсьва всех верующих – не в качестве правильной и приятной доктрины, но в качестве видимой и ощутимой реальности жизни церкви как Тела Христова.
  • Функциональное, не иерархическое руководство и служащие органичные структуры. (см. книгу Фрэнка Виолы «Кто Твой Покров»).

Насаждение Церквей. Прошлое И Будущее

Употреблённый нами термин «Христианизм» определяет формы и выражения церкви и миссии в том виде, в котором они развились, начиная с 4-го века. Отличительной чертой Христианизма являются церкви, привлекающие (придите к нам) по своей природе взаимодействия с миром, сосредоточенные на собственных зданиях и профессионализме, учрежденческие, по своей организационной природе, функции и рост которых сосредоточены на удовлетворении собственных потребностей, ставя на первое место безопасность и удобство, а так же охарактеризованные учрежденческим подходом к преподаванию (совершению) таинств через официальное профессиональное священство.

Церкви и миссии воспринимаются как успешные в тех случаях, когда наблюдается рост в количестве их членов, рост бюджетов и количества зданий. И хотя можно оспорить истинную духовную важность этих показателей, тем не менее именно эти показатели используются церквями внутри структуры Христианизма. Таким образом, ценности и цели определены достаточно четко.

Сегодня нам приходится сталкиваться с развивающимся феноменом пост модернизма или же пост христианских культур, в которых мы находим крайне слабую заинтересованность и поддержку тем ценностям, которые являются основополагающими для церкви и миссии. В результате чего мы наблюдаем хаос и всё ускоряющийся спад. (85% американских церквей находятся в состоянии спада или застоя; процесс организации новых церквей в Украине переживает период застоя). Как церковь так и миссия нацелены на выполнение и в то же время переживают неуспех в достижении неверно поставленных целей на фоне быстро изменяющейся культуры стран, население которых утратило интерес к Христианзму. Церковь и миссии сильно ориентированны на собственную экклесиологию , при этом крайне мало внимания уделяется вопросу подражания Христу, и жизни общины, как Божьего народа, полностью вовлечённого в исполнение Божьей миссии.

И хотя постмодернистские поколения не отвергли духовность, они, однако,  отвергают проявление церкви, присущие Христианизму.  Они ищут искренности – в активной, действующей вере, которая проявляется не только в наших доктринах и учениях, но и в нашей практике; происходит поиск искреннего любящего сообщества, которое бы служило нуждам общества, было открыто и честно; продолжается поиск искренней миссии, апостольской и направленной в своих проявлениях на жизнь вокруг церкви, миссии, которая способна дать человеку жизнь, исполненную чувством причастности к чему-то важному, целенаправленному и  рискованному. Поскольку искренность становится всё сложнее отыскать в стенах структур Христианизма мы видим, как с каждым днём растёт армия христиан, практикующих свою веру вне стен организованных христианских учреждений и поместных церквей.

И, хотя мы сохраняем убеждённость в том, что начинание новых церквей является самым эффективным способом благовестия, из всех, существующих под солнцем, мы, однако, должны сделать следующее предостережение. Дальнейшее распространение Христианизма с характерными его модели церквями будет не способно оказать значительное влияние на выполнение нашего задания по распространению Евангелия в постмодернистских культурах.

Перемены, а точнее говоря, большие перемены в нашем понимании церкви должны стать центром наших будущих усилий по начинанию церквей. Методы и планы, зарекомендовавшие себя вчера не дают нам и не смогут породить новое поколение церквей, которые бы эффективно участвовали в исполнении миссии Христа.

Нам необходимо будет вернуться к подражанию Христу. Именно это должно стать нашим первоочередным приоритетом, позволив Ему направлять Его миссию, и, в конце концов, изменять нашу экклесиологию, основываясь на идее подражания Христу и участия в исполнении миссии Христа вместе с Ним. Как мы можем проявлять искренность в нашей вере, сообществе и миссии и при этом продолжать использовать пути Христианизма?

Книга «Формируя Будущее», ставшая классикой миссионерства, описывает три необходимые глобальные перемены: Во-первых от евангализационно-пивлекающей-извлекающей модели к миссионерскому воплощающему подходу. Во-вторых от духовного дуализма к системе верований и убеждений мессианской духовности. В-третьих – от преобладающего пасторско-учительского руководства к восстановлению сбалансированной модели церковного руководства, которая бы включала в себя апостолов, пророков, евангелистов, учителей и пасторов.  Церковь должна восстановить свою первоначальную цель, как миссионерская, апостольская церковь, пример которой мы видим в истории ранней церкви, а так же многих движениях для Христа на протяжении всей истории Христианства.


Подготовка начинателей церквей так же в значительной мере должна будет измениться. Подготовка начинателей церквей и природа их первоначальной работы потребует значительного новаторства и творчества. Прежние формы и методы подготовки, даже в случае их коррекции и адаптации к новым обстоятельствам не смогут породить следующее поколение церквей. Даже самые многообещающие и талантливые начинатели церквей находят затруднительными попытки проявлять новаторство и творчество, опираясь лишь на незначительные изменения и подстройки в старых схемах подготовки руководителей. Первые шаги всякого пути носят особенно важный характер, так как именно они задают тон и направление будущему движению. Если мы хотим чтобы наши путешествия привели нас к новым целям и пунктам назначения, самые ранние шаги этих путешествий должны быть новыми и свежими. Подготовка руководства требует революционных перемен.

Как же нам начать следующее поколение церквей, которые будут искренними в своих проявлениях веры, сообщества и миссии?

Традиционный процесс и методы начинания церквей сосредоточен на построении крепкой основной команды, выборе подходящего места расположения, объявлениях и рекламе, и кульминации усилий в виде воскресного богослужения, привлекающего по своей природе и отвечающего на видимые нужды его участников. После чего такого рода церковь становится традиционным или же более современным выражением служения, выраженного через программы для детей, молодёжи, малых групп, образовании, заботе, миссии и евангелизме. Такое положение вещей сохраняет на себе все отпечатки Христианизма: основной фокус на доктрине (то как мы верим, а не то, как поступаем), академическом образовании, программах, привлечении, наблюдательском подходе, и преобладании власти пастора. Этой модели не хватает апостольской среды, органических структур, и всеобщего миссионерского мировоззрения.

Начинание церквей следующего поколения должно начинаться с работающих  на обычной работе не профессиональных служителей, мужчин и женщин, которые для себя открывают те сферы служения, в которых они могут послужить другим людям там, где они проживают, работают или отдыхают. По мере совершения их совместного миссионерского служения они учатся вместе молиться и разделять жизнь. Писания являются их направляющей инструкцией. С самого начала их подход воплощает Христа, отражает Его характер и подход к взаимодействию друг с другом и с людьми вокруг них – Божья миссия является основной целью для их сообщества. Искреннее сообщество верующих не может существовать без миссии.

Расширение возможностей послужить другим людям является для них источником органического роста и распространения. В таком сообществе не остаётся места для «зрителей» и «слушателей», потому что выполнение миссии требует участия всех членов сообщества. Новообращённым верующим приходится незамедлительно сталкиваться с обучением и служением – их вера проверяется и распространяется через дела, превосходящие их собственные способности. Поклонение является торжеством преображающих перемен в жизни людей. Воплощающее служение и миссия является их движущей силой. Образование, обучение, сообщество и благовестие являются продуктом служения другим. Слова и дела идут вперёд рука об руку, никогда не разделяясь друг от друга, не создаётся пропасти между убеждением и поведением.


Простые Воспроизводящиеся Церкви

Я недавно прочёл одну мысль бразильского богослова Дж. Б. Лебанио (J.B. Lebanio). Он говорит: «Простые воспроизводящиеся церкви, это не движение, ассоциация, или религиозная конгрегация… Это не метод (по крайней мере не единственно верный) созидания церкви… Это и есть ЦЕРКОВЬ, посвящённая нуждам рядового человека, бедного или же страдающего от несправедливости».

Простые Воспроизводящиеся Церкви (органические церкви, домашние церкви) являются абсолютно необходимыми с богословской точки зрения. Они являются основанием церкви, если мы хотим, чтобы церковь была таковой. Это и есть тот первый уровень, на котором должно происходить существование церкви. Вторым уровнем являются регулярные собрания подобного рода простых общин, их совместное поклонение и общение. Третьим   уровнем будут периодические встречи всех христианских сообществ, для того, чтобы являть Христа тому городу, в котором они живут. Происходит ли так, что мы сосредоточены на втором уровне церковных собраний, при этом пренебрегая жизненно необходимым фундаментальным уровнем? Я думаю, что так оно и есть! 

Рассуждая об уровнях проявления церкви меня озадачил комментарий Нила Кола, который тот сделал, выступая на конференции в Киеве в ноябре 2006 года. Первоочередная задача служения в церкви, опять таки – основополагающий уровень, заключается в подготовке воспроизводящихся учеников, что в свою очередь приведёт к умножению лидеров, что в дальнейшем способно породить движение воспроизводящихся церквей. Должен признать, что в большинстве своём, моё служение в Украине было сосредоточено на начинании воспроизводящихся церквей и поощрении движений воспроизводящихся церквей, не имея при этом и близко столь  же сильного акцента на воспитании и умножении учеников. Опять-таки скажу, что тем самым я пытался перепрыгнуть жизненно необходимый этап в служении. Я начинаю понимать, что до тех пор, пока мы не восстановим фокус на воспитании воспроизводящихся учеников, нам будет крайне сложно начать воспроизводящиеся церкви или движения. Жизненно важный труд по подготовке учеников, как кажется, теряется среди множества церковных дел. Когда я спрашиваю руководителей церквей: «Как вы воспитываете ваших учеников?», я нахожу для себя, существование ярко выраженного вакуума в сфере осознанной и целенаправленной подготовки учеников.

С того времени, когда я начал рассуждать о простых воспроизводящихся церквях меня называли как еретиком, так и деструктивным элементом. Слышать это достаточно больно. Я размышлял над этими комментариями и пришел к выводу, что если добиваться восстановления священства всех верующих, проведения встреч с участием каждого, восстановления миссионерской природы церкви, искреннего общения верующих лицом к лицу, достигать естественного роста и умножения церквей является еретическим, тогда я с радостью могу сказать что я – еретик, ищущий поддержки других еретиков.

Я сохраняю абсолютную убеждённость в том, что ЦЕРКОВЬ, посвященная нуждам обычного человека, человека бедного и страдающего от несправедливости, сможет оказать сильное влияние на Украину для Христа… Я убеждён что мы должны пережить восстановление основ простых воспроизводящихся церквей и воспитание умножающихся учеников, если мы хотим, чтобы церковь истинно была таковой. Для восстановления этих основ нам необходимо следовать апостольскому образцу, который просматривается в ранней церкви. И, хотя существует множество апостольских образцов, есть так же три, которые имеют наибольшее значение, когда речь заходит о практике главенства Христа, практики священства всех верующих и практике не иерархического руководства.

Хотел бы поощрить вас к движению по пути понимания церкви в том виде, в котором она предстаёт перед нами в ранний апостольский период. Это движение прочь от модели церкви Христианизма с её зависимостью от зданий и профессионального духовенства (solo pastura), с её учреждением крещения и вечери Господней, с её иерархическим стилем руководства и привлекающей природой.

Для совершения подобного движения в направлении органических, простых воспроизводящихся церквей нам необходимо понять как замысел Христов для церкви, так и практики, которые помогают нам приблизится к осуществлению этого замысла.




Цели Христа

Практика церкви, которая их поддерживает

Чтобы Христос был главою своего тела – Его церкви – Кол. 1:18

Чтобы Его церковь созидалась в Господе – 1 Кор. 14:26

Священство всех верующих – 1 Петр. 2:5, 9

Чтобы церковь была Его последователями – Матф. 28:18-20

- Функциональное, служащее, множественное руководство. 
- Принятие решений путём консенсуса
- Открытые для участия каждого встречи с общением лицом к лицу
- Взаимное созидание со свободой для всех духовных даров.
- Прогрессирующий диалог, вовлекающий Писания
- Искреннее воспитание учеников, преображение жизни
- Совместное принятие пищи (Вечеря Любви)
- Миссия, как основная мотивация

Практика церкви, которая им препятствует

  • Встречи в стиле выступлений / зрительский подход
  • Проповедь через монолог
  • Иерархическое руководство / профессионализм / единый пастор
  • Учрежденческий подход к Вечере Господней и крещению
  • Обучение не привязывается к послушанию и жизни сообщества
  • Акцент на росте без ученичества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славянские нации обладают славной миссионерской традицией, будучи людьми миссии – исполненный Духа поток Украинских миссионеров в России является лишь небольшим примером действия такого апостольского духа.

Чтобы возродить этот дух нам будет необходимо взглянуть на апостольские пути Святого Духа. Мы должны будем понять, что поощряет, а что препятствует процессу воспроизводства церкви.

  • Как мы становимся воспроизводящимися?
  • Существует ли необходимость в том, чтобы по-новому определить руководство?
  • Должны ли мы избавляться от зависимостей, сдерживающих работу евангелия, таких как: финансовая поддержка с Запада, профессиональное пасторство, здания.
  • Нужны ли нам апостольские структуры? Организационные перемены?

Пусть Господь пошлёт всем нам Своей мудрости и понимания!
Перемены, предложенные миссионером Ричем Корреллом для поощрения распространения церкви:

  • Воспитывать, наделять полномочиями и отпускать апостольское руководство.
  • Устанавливать местные апостольские миссионерские структуры не входящие в рамки деноминаций и деноминационных организаций.
  • Вернуться к апостольским образцам жизни и практики церкви: 
    • Главенство Христа
    • Собрания, открытые к общему участию
    • Священство всех верующих
    • Не иерархическое руководство
    • Искреннее воспитание учеников
  • Поощрять церкви к простоте и воспроизводству.

Рич Коррелл

Если эти размышления пересекаются с вашими мыслями и желаниями вы можете связаться со мной по адресу: richcpti@gmail.com либо посетите нашу страницу в Интернет www.simplechurch.com.ua

______________________________________________
Термин «Христианизм» служит, в этом случае, определением формы и выражения церкви и миссии начиная с 4-го века н.э. и по сегодняшний день. Характерным признаком «Христианизма» являются привлекающие, по своим принципам функционирования, церкви (придите к нам), сосредоточенные на зданиях и профессиональном духовенстве, и являющиеся по своей сути, действиям и принципам роста – организациями. Таинства так же становятся частью учрежденческой структуры их деятельности.

Мы используем этот термин для описания модели организации, операции, и роста церкви.