Как начать домашнюю церковь Печать
12.12.2008 03:11
faces20.jpg-Пять идей на заметку в помощь начинающим насаждать новую церковь

Домашние церкви – это не организации, функционирование которых зависит от людей с административными способностями или безмерной одаренностью для координации и управления группой. Достаточно простых, любящих Иисуса людей. Нил Кол в своей книге «Культивируя жизнь для Бога» верит, что простота является ключом к выполнению Великого Поручения. Он говорит: «Чем сложнее процесс, тем более высокая одаренность необходима для его осуществления». По-настоящему хорошая новость заключается в том, что для создания домашней церкви можно сложить бремена планирования, управления зданиями, программами и стратегиями евангелизации. Не нужно быть влиятельным лидером (хотя, скорее всего вам понадобятся некоторые дары руководителя). Чтобы начать домашнюю церковь достаточно открыть свой дом для друзей и соседей, и потихоньку начать двигаться шаг за шагом.

Прежде всего, молитесь!

Молитва – первый шаг, чтобы начать домашнюю церковь. Служение домашних церквей должно быть рождено в молитве. Хотя это простой шаг, без молитвы и Божьего водительства  мы напрашиваемся на неприятности. Начало новой домашней церкви – это не просто хорошая идея; она должна стать идеей Божьей. Если вы чувствуете, что ваше призвание в том, чтобы начать домашнюю церковь, соберите несколько единомышленников и начините молиться, чтобы получить стратегию от Бога. Неудачное начало многих домашних церквей напрямую связано с недостатком молитвы. 

Время, посвященное молитве, дает Богу возможность работать в наших сердцах и очищать наши внутренние побуждения. Когда домашние церкви создают вследствие реакции на то, что нам не нравится в официальных церквях, природа домашней церкви формируется на основании протеста и разногласий. Но здоровые домашние церкви должны начинаться с Божьего водительства и желания достичь тех, кто не знает Иисуса. Как учит Библия, что посеет человек, то он и пожнет. Поэтому если вы начинаете домашнюю церковь из-за обиды на существующую церковь или руководителя, вы сеете семена придирчивости и гордости в создаваемой вами церкви.

Кроме молитвы для создания новой церкви также важно обратиться к лидерам местных христианских церквей для получения духовного водительства и совета. С самого начала Сети микро-церквей Ланкастера мы развивали отношения с верующими официальных церквей в нашем районе и за его приделами, отвечая на вопросы и поясняя им концепцию микро-церкви. Народная мудрость говорит: «Один в поле – не воин». Мы соглашаемся. Здоровое движение домашних церквей – это не отделенные группы, отказывающиеся быть подотчетными. Полные жизни сети микро-церквей духовно соединены с лидерами Тела Христа. 

Знайте, кого вы призваны достигать

Каждая микро-церковь должна знать, кого она призвана достигать. Хочу поделиться идеей Тони и Фелисити Дейл, которые вместе начали успешную сеть домашних церквей в Техасе:

Собирайте вместе людей из вашего окружения. У нас было несколько неверующих коллег по работе, которых мы достаточно хорошо узнали за прошедшие месяцы или годы. Мы пригласили человек двенадцать из них присоединиться к нам для изучения принципов ведения бизнеса, параллельно наслаждаясь пиццей у нас дома, используя книгу притч в качестве учебного пособия.  

У нас не было жестких правил, регламентирующих обсуждение; с мнением каждого считались, а неправильных ответов просто не существовало. Постепенно мы начали вместе молиться и поклоняться, а в течение года каждый из них стал христианином. Они сформировали ядро нашей  первой домашней церкви.

Когда первая микро-церковь Сети микро-церквей Ланкастера начала собираться в нашем (Ларри) доме несколько лет назад, мы просили, чтобы Бог присоединил к нам неверующих или новообращенных. Мы также просили о помощниках в этом предприятии. Однако мы сразу же столкнулись с проблемами. Во-первых, многие верующие хотели прийти и посмотреть, что это такое. Некоторым из этих христиан были просто интересны последние тенденции в христианстве. Им понравилась идея, что микро-церковь собиралась в среду, а не в воскресенье, и что люди встречались в гостиной, а не в молитвенном доме.

Но мы не начинали что-то новое ради того, чтобы начать что-то новое! Так как у нас было поручение от Господа привлекать новых верующих, мы просили интересующихся христиан не приходить на наши встречи. Большой процент старых верующих в группе заставил бы неверующих чувствовать себя неудобно. 

Джим Питерсен в своей книге «Церковь без стен» четко описывает, что может произойти, если «мигрирующее стадо из соседних церквей» начнет наводнять новую церковь просто из любопытства.

У меня есть друг, который был частью команды, решившей начать церковь. Собрание разделили на домашние церкви, за каждой из которых закрепили старшего, в обязанности которого входило пасти членов этой домашней церкви. Централизованные мероприятия сводились к минимуму, чтобы дать возможность людям служить своим семьям и неверующим друзьям.

Еженедельные встречи проходили динамично. Я никогда не забуду свое первое посещение. Там были самые разные люди, начиная от людей в деловых костюмах и заканчивая неформалами. Многие из них были новообращенными. Преподавание Слова было практичным, направленным на нужды людей. Мне понравилось.

Также встречи нравились всем, кто посещал. Новость разошлась, и вскоре начался процесс вливания миграционного стада из соседних церквей. Их нужды поглощали силы лидеров этой молодой церкви. Их желания постепенно начали задавать тон. Традиционные представления этих мигрирующих членов вскоре поглотили это весьма творческое начинание и соответствующим образом изменили его.
Что здесь плохого? ¬– спросите вы. Проблема в том, что первоначальное видение, которое было у лидеров, чтобы распространить церковь в обществе посредством усилий каждого верующего, так и не воплотилось.  

Мы с моей женой знали, что наше видение от Господа – достигать молодое поколение – необходимо защищать в начале становления нашей новой сети микро-церквей, и молодые лидеры нашей сети разумно установили четкие границы. Они просили Бога приводить неверующих, новообращенных и тружеников, и Господь выполнил их просьбу.

Размер домашней церкви имеет значение

Вскоре у нас с женой появилась еще одна проблема в нашей домашней микро-церкви. Неверующие участники начали приглашать своих друзей, и через 6 месяцев в нашей гостиной собиралось 50 человек. Это много людей!

Рекомендуется, чтобы одновременно собиралось от 6 до 12 человек. На основании своего опыта могу сказать, что группы меньше 6 человек обычно приходят в упадок и становятся серыми вследствие недостаточного количества взаимоотношений и общения. Однако в группах больше 12, как правило, начинают страдать тесные дружеские отношения и возможность участия каждого члена. Возможно, и неудивительно, что быстрорастущие движения по созданию новых церквей сегодня воспроизводят малые домашние церкви размером от 10 до 30 человек. 

Периодичность встреч

Домашние церкви должны встречаться не реже одного раза в неделю, чтобы сохранять ощущение связанности. Хотя, опять же, необходимо подчеркнуть важность оставаться гибкими. Некоторые микро-церкви собираются в одном и том же месте каждую неделю, а другие меняют место встречи, собираясь по очереди в домах членов. Некоторые группы собираются более часто, а другие не так часто. Некоторые домашние церкви собираются среди недели, а другие – по выходным.
Очень важно, чтобы собрания являлись выражением желания членов совместно созидать сообщество, не просто выполнением религиозного долга или добавлением дополнительных собраний к уже и так заполненному расписанию. Если встречи происходят вокруг еды и с целью общения, это способствует раскованности. Выбирайте удобное для всех участников время, а затем постарайтесь поддерживать связь с другими членами (хоты бы  только по телефону или электронной почте) за рамками официальных встреч. Для созидания духовной семьи не достаточно одного-двух часов в неделю!

Составные элементы встречи

Одно можно сказать точно о собраниях домашней церкви: они не должны быть мини копиями типичного воскресного утреннего собрания. Старайтесь, чтобы встречи домашней церкви не напоминали «убежавшее собрание, пойманное в гостиной», как один молодой человек описал домашние церкви, дублирующие и повторяющие формат традиционного служения: поклонение, обучение, молитва.

Со временем мы поняли, что встречи микро-церквей лучше всего организовывать с использованием четырех основных компонентов: еда, собрание, малые группы и «собрание после собрания».

1. Еда. Люди, посещающие домашние церкви, любят поесть! Еду должны приносить все.

2. Собрание. Домашние церкви собираются для поклонения, изучения и обсуждения того, как Писание применяется в жизни. 

3. Малые группы. Если домашняя церковь состоит больше, чем из пяти или шести человек, мы обнаружили, что малые группы становятся очень эффективными. Для общения в этих группах выделяется специальное время, отдельно от собрания микро-церкви. Когда мы спрашиваем новообращенных об их самой любимой части встреч микро-церкви, то постоянно слышим ответ, что им нравятся малые группы. Именно в контексте малых групп новообращенные рассказывают о своей жизни и учатся впервые молиться с другими.

Еще мы заметили, что отдельные малые группы для мужчин и женщин могут быть очень эффективными. В домашней церкви из восьми или десяти человек могут быть одна или две малые группы для мужчин и одна или две малые группы для женщин. Хорошо, чтобы лидеры домашней церкви встречались ежемесячно с лидерами малых групп для обучения и ободрения. Более того, лидеры малых групп обычно становятся лидерами домашних церквей. 

4. Собрания после собрания. В большинстве стандартных церквей люди сразу же уходят домой после собрания. Не так в домашней церкви. Этим людям нравится проводить время вместе. Полная продолжительность встречи может составлять от одного до трех часов и даже дольше, в зависимости от того, сколько нужно времени для участия каждого.

Хотя еда (обычно ужин) – один из элементов встречи домашней церкви, иногда можно от нее отказаться. В какую-то неделю домашняя церковь может помочь подрезать деревья в саду, после чего помолиться вместе, а на следующей неделе организовать «шведский стол» из поклонения, молитвы, учения и общения. Каждая встреча, когда люди собираются для обсуждения жизни Иисуса и жизни с Иисусом, должна быть свежей и неформальной.

—Ларри Кридер (Larry Kreider) и Флойд МакКланг (Floyd McClung)
(выдержки подобраны из их только что опубликованной книги «Начало домашней церкви» (Starting a House Church))