Выбор языка/Choose Language

Русский

Простейшая форма церкви. Что такое Простая Церковь? PDF Печать Написать письмо
08.02.2008 01:09

Простейшая форма церквиСуществует множество определений простой церкви, которую мы предпочитаем называть «домашней церковью». Одно из лучших можно найти на сайте Dawn North America (http://www.dawnministries.org/), то же самое размещено и на веб-странице House2house (http://www.house2house.com/). Не будем заново изобретать велосипед, просто позаимствуем их определение:

  • Говоря «простая церковь» мы имеем в виду способ организации и бытия церкви настолько простой, что любой бы мог сказать: «О, и я так могу!»
  • Говоря «простая церковь» мы имеем в виду церковь, описанную в Новом Завете. Она не связана структурой, но ведома нуждами семьи (oikos) в широком понимании этого слова и желанием распространения Божьего Царства.
  • Говоря «простая церковь» мы имеем в виду церковь, которая слушает Бога, следует Его наставлениям и повинуется Его заповедям.
  • Под «простой церковью» мы понимаем процесс, когда духовные родители выращивают духовных сыновей и дочерей, чтобы те начинали свои семьи (oikos).

Некоторые ключевые характеристики простой церкви

Разные люди по-разному описывают ценности простой церкви. Мы перечислим здесь те, которые встречаются в самых здоровых проявлениях простых церквей:

  • Простота.
  • Близость к Богу и друг ко другу. Близость с Богом является основополагающей для всего остального!
  • Община.
  • Семья. Церковь является семьёй, и здоровые семьи являют собой церковь.
  • Хождение со Христом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Большинство людей приходят в простую церковь благодаря своему искреннему желанию быть на самом деле посвящёнными следователями Христа где угодно и когда угодно.
  • Спонтанность.
  • Сверхъестественный стиль жизни. Мы обратили внимание на то, что люди в простых церквях удивительно открыты к сверхъестественному. Они остро осознают нужду в том, чтобы естественно жить сверхъестественной жизнью в сегодняшнем разбитом мире.
  • Миссионерская молитва. (Например, молится по Луки 10:2б, чтобы Бог послал больше работников на жатву.)
  • Участие (ведь абсолютно каждый может сделать свой вклад).
  • Слушать Иисуса, делать, что Он говорит, и ободрять других к тому же.
  • Лидерство посредством собственного примера. Служение и духовный авторитет проявляются в общине лидеров.
  • Обучение через открытия и примеры (как способы преподавания и тренинга).

Библейское определение церкви - это ли церковь?!

В Новом Завете была только одна церковь, так что вопрос: "Церковь ли это", - никогда бы не возник. Была только одна церковь - Вселенская Церковь, церковь в городе/регионе или же церковь, которая встречалась у кого-то дома (см. Римлянам 16:16 и Колоссянам 4:15). Так что правильнее было бы спрашивать: "Жизнеспособно ли это проявление церкви?" Что помогает нам распознать тело Христово, как бы оно ни было бы "одето"? Давайте рассмотрим.

Церковь - как бы продолжение Царства Божьего. Божье Царство является основной темой Нового Завета. Когда Царство Божье распространялось на какую-то местность, оно создавало общину последователей Христа - семью - известную, как церковь (ekklesia).

Хотя в Новом Завете содержится множество слов и фраз, описывающих церковь, наверное, самым простым и наиболее исчерпывающим описанием церкви является "Божья Семья".

  • Церковь называется "семьёй" только в некоторых местах - Галатам 6:10, 1 Петра 4:17 (по слову oikos - домашнее хозяйство, домочадцы) и Ефесянам 3:15 (patria - семья или род по одному отцу). Однако мы чётко видим, что ранние верующие понимали свои отношения с Богом и друг с другом, как отношения в семье. В Римлянам 8:14-15 и Галатам 4:6 верующие знают Бога, как своего "Авва" (по-арамейски это означает "папа"), а самое распространенное обращение - это "возлюбленные".
  • Так что церковь - это семья. Мне очень нравится, как мой друг Джон Уайт определяет церковь: "Духовная семья, собранная воедино Иисусом и функционирующая под Его руководством".

Как же мы опишем членов этой семьи? Все верующие Нового Завета вошли в семью, пережив следующее:

  • Они безошибочно были рождены свыше (рождены заново) посредством покаяния и глубокого, полного доверия Иисусу. Присутствие Святого Духа было очевидным в их жизни.
  • Они признали Иисуса Господом - абсолютным хозяином их жизни (а не просто "приняли Его, как личного спасителя" - то, что очень популярно в наши дни).
  • Они были погружены в воду (крещены) для провозглашения своей причастности к Иисусу и Его семье.

Хотя нам не много говориться о собраниях церкви, однако мы знаем следующее:

  • Они обычно собирались за трапезой. И в какой-то момент они вместе праздновали Вечерю Господню (см. Деяния 2:46, 1 Коринфянам 11:20-26).
  • Собрание могло состоять даже из двух или трёх человек (см. Матфея 18:20).
  • Следующее было характерно для каждого собрания: присутствие Бога. Ранние верующие ожидали проявления присутствия Иисуса через Святой Дух каждый раз, когда они собирались (см. Матфея 18:20 и Коринфянам 14:24-25).
  • Сила Божья. Ранние верующие ожидали, что сверхъестественная сила Божья будет проявляться в их среде, когда они собирались (например, см. 1 Коринфянам 12:7-11 и Галатам 3:5).
  • Участие всех. Ранние верующие приходили на свои собрания, ожидая, что каждый привнесёт что-то своё по водительству Святого Духа (см. 1 Коринфянам 12:7-11, 14:24-26, Ефесянам 5:19-20, Колоссянам 3:16-17, где также подразумевается участие нескольких людей в собрании). Ценность участия каждого поддерживалась также тем, что собирались они по домам. Если все не могут активно участвовать, то эта группа уже слишком большая, а ограниченные размеры дома помогали соблюдать правильное количество людей. В Новом Завете описывается и другие редкие более многолюдные встречи, часто для обучения. Однако обычные семейные встречи наверняка оставались достаточно небольшими, чтобы каждый, кто хотел, мог принять активное участие.

Лидерство в новозаветной церкви было ориентировано на служение, а не построено на иерархии. Лидеры руководили посредством своего примера ровно столько же, сколько и через наставления и воспитание. Жизнь и послания Павла полны подобных примеров. Четыре достойных внимания отрывка, свидетельствующие об этом, следующие:

  • Деяния 20:17-28 (обращение Павла и старейшинам в Ефесе);
  • 1 Коринфянам 4:14-17;
  • 2 Коринфянам 4:5 (присутствующее в некоторых версиях перевода слово "слуги" на самом деле означает "рабы");
  • 1 Фессалоникийцам 2:6-12 (Павел сравнивает себя и с матерью, и с отцом).

Замысел или миссия церкви многогранна (см., к примеру, 1 Петра 1:9), однако она всегда проистекает от близости с Иисусом (Иоанна 15:1-17) и черпает энергию, берёт направление от отношения с Ним как индивидуально, так и вместе с другими.

Не хочу оставлять без внимания ещё несколько очень хороших мыслей от Джона Уайта. Дальнейшие определяющие характеристики:

  1. Семья формируется вокруг человека мира (или нескольких человек) (Луки 10:5, Матфея 10:11). То есть, вокруг зрелых людей (presbuteros), которые исполняют роль духовных матерей и отцов (episkopos - надсматривающие). 1 Тимофею 3:4-5.
  2. Зачастую лучше всего начать с небольшого количества людей (двое - это уже семья), а потом позволить Иисусу прибавлять к семье других. Матфея 18:20, Деяния 2:47.
  3. Не собрание, но семья, живущая вместе (что в себя включает встречи). Деяния 2:44,46, Евреям 3:13.
  4. Самый важный факт? Присутствие и работа Иисуса (предварение). Это Его церковь, и Он всегда трудится над её созиданием (это не наша работа!). Матфея 18:20, 16:18.
  5. Самый важный навык? Научиться слушать Иисуса и делать, что Он говорит. Научиться видеть, что Он делает. Примерами и помощниками в этом должны быть духовно зрелые люди. Иоанна 5:19; 8:28-29; 12:49-50; 14:10-14; 16:13.
  6. Лидеры функционируют, как "здоровые" родители. 1 Фессалоникийцам 2:7,11; 1 Коринфянам 4:15,16. (Здоровье любой семьи судиться по здоровью родителей). В чём же цель? В том, чтобы каждый член церкви стал зрелым (взрослым) во Христе. Как этого достичь? Посредством мудрого поведения и наставления со стороны родителей (часто для этого необходимо наставничество и помощь - больше спрашивать и слушать, чем говорить и указывать). Каждый христианский дом вырастает для того, чтобы стать церковью (иначе говоря, это зародыш церкви).
  7. Седьмой пункт связан с упомянутым выше. Павел путешествовал один, только когда его что-то заставляло так делать. Точно также, как Иисус посылал своих учеников по двое, так же и Павел путешествовал в сообществе лидеров. Снова Джон Уайт предлагает нам хорошую мысль здесь: "Основываясь на нашем определении "церкви" эти группы по двое-трое можно весьма справедливо назвать мобильными церквами. Иисус посылал церкви, что бы те начинали церкви. Церковь не начиналась, когда они приходили на порог к человеку мира, они уже и так были церковью. Они всё время жили как "церковь". Это, как если бы "церковь" была доброкачественным вирусом, которым люди были "заражены", и, естественно, по пути "заражали" других.

Принцип человека мира (сына мира)

Что такое "человек мира"? "Сын мира" упоминается, когда Иисус давал указания семидесяти двум, посылая их впереди Себя пред тем, как Сам будет идти в селения, в которые их посылает (Луки 10:6). О "человеке мира", как о "достойном", также говорится в Матфея 10:11-13. Такой человек очень чётко определяется культурой того времени и указаниями Иисуса:

  • Во-первых, это был человек, чей дом явно выделялся в округе, как дом мира/полноты/целостности. Марвин Уилсон в великолепных подробностях поясняет цель каждого еврейского дома стать shalom bayit, домом мира (см. "Отец наш Авраам" стр. 217-219). Таким образом, человек мира виден по полноценности (здоровью) его жизни и семьи. Он станет первичным элементом в построении Божьего Царства в определённом регионе (полноценность порождает полноценность).
  • Во-вторых, человек мира - это тот, чьё сердце уже подготовлено Богом для принятия вести Царства Божьего. Итак, дом этого человека становился "оперативной базой" для служения в регионе, а сфера его влияния подавала бы естественные пути для роста Царства через отношения.

Применение этого принципа после дня Пятидесятницы чётко видно в книге Деяний. Филипп был приведен к Ефиоплянину евнуху (Деяния 8:26-40), Пётр был приведен к Корнилию (Деяния 10). Люди мира, с которыми встречался Павел, - это мать Тимофея Евника из Листры (см. Деяния 14:6 и далее и сравните с Деяния 16:1-2 и 2 Тимофею 1:5), Лидия (Деяния 16:14-15), Иасон (Деяния 1765-9) и многие другие.

А что если из-за падшей культуры "человека мира" просто нет? Для Павла и других апостолов это в какой-то момент тоже стало проблемой. Что же они сделали?

  • Во-первых, обратите внимание на то, что тогда это не было такой большой проблемой, как это может стать сейчас. Иудаизм через свою диаспору насквозь пронизывал Римскую Империю, и, похоже, что Павел обычно был ведом в те города, где уже была синагога. Также и в языческом мире были вполне здоровые люди мира, поскольку некоторые жизненные философии поддерживали в какой-то мере этически и рационально здоровые ценности (вспомним Стоиков). Павел упоминает об этом в послании к Римлянам 2:14-15, говоря о язычниках, у которых закон Божий "написан на сердце их".
  • Во-вторых, Евангелие времён Нового Завета сильно изменяло жизни людей. Удивительные исцеления, освобождение, глубокие изменения - и всё это совершалось сверхъестественной силой Божьей. Мы видим это в том, как Павел описывает изменения в жизни коринфян. Отрывок, свидетельствующий об этом - 1 Коринфянам 6:9-11 и многие другие места. Лишь сила Евангелия в сочетании с сильным акцентом на послушании Божьему слову помогли создать людей, которые стали «людьми мира»  за относительно короткий промежуток времени. Даже сегодня большинство из нас встречало людей, которые сердцем изначально ищут послушания и преображения в своём хождении с Богом. Возможно, это и есть люди мира в процессе их становления!
  • В-третьих, похоже, когда Павел не находил человека мира в конкретной местности, тогда он или же оставался в этом селении достаточно долго, чтобы показать на собственном примере, каким должен быть человек мира. Или же он оставлял одного из своих людей в этой местности. Так он, к примеру, оставлял Филиппа, Силу и Тимофея в Берии. Такая стратегия также в последствии сопровождалась поддержкой через письма и, при надобности, визиты.

Чем обуславливается важность этого принципа

  • Во-первых, по этому принципу мы можем воспитывать учеников, как это описано в Иоанна 15:4-5, то есть, по «принципу полной зависимости». В силу того, что мы ничего не можем сделать без Иисуса, - как и Он ничего не делал без Своего Отца (Иоанна 5:19 и 30) - то если мы не ищем человека мира, которого приготовил Бог, то мы нарываемся на провал. С другой стороны, если мы доверяем, что Бог идёт впереди нас, чтобы приготовить нужного человека, то мы найдём как непосредственное принятие, так и долгосрочные плоды (Иоанна 15:8,16).
  • Во-вторых, для обучения учеников, необходимо начинать с наиболее здорового материала. Ведь полноценность (здоровье) порождает полноценность (здоровье). А поскольку собственный пример является основным (хотя не единственным) способом выращивания последователей Иисуса, то хорошим фундаментом в этом процессе будет личность, которая уже проявляет зачатки полноценности. Мы видим, что после некоторой подготовки, человек мира зачастую становился лидером церкви, которая собиралась у него дома. Павел наверняка выбирал старейшин из таких лидеров (см. Деяния 14:21-23 и характеристики старейшины в 1 Тимофею 3:1-7 - хорошее описание человека мира!). Конечно же, можно довериться Божьему слову и Его Духу в том, чтоб производить изменения в людях, если не нашлось здоровой модели человека мира. Но это для нас крайний случай и исключение, ведь мы хотим приобретать учеников именно таким способом, каким Иисус и первые апостолы делали это.

Наше применение. Как нам построить сеть простых церквей?

  1. Во-первых, поскольку здоровье происходит от здоровья, и поскольку только человек мира может узнать другого человека мира, то первый шаг, который мы можем сделать для распространения Божьего Царства, - это самим стать человеком мира! Для Павла было бы невообразимым, чтобы сеть простых церквей начинал эмоционально и духовно незрелый человек. Иисус и Павел знали, что для перемен в регионе здоровое основание было просто необходимым. Павел подчёркивает важность собственного примера и часто говорит о том, что неверующие соседи зачастую скорее обратят внимание на перемены, которые видны в жизни конкретного человека (см. письмо Павла Фессалоникийцам, 1 Тимофею и Титу - его слова, как сокровище для соискателя по этой теме).
  2. Во-вторых, вместе с призывом распространять Царство Божье приходит и острая нужда в более близких отношениях с Богом. Как мы уже упоминали, близость лежит в центре всего. Близость помогает нам распознавать Божье вождение. Близость порождает здоровое проявление сверхъестественной силы. А также, близость является «отправной точкой» для появления эффективных «игроков».
  3. Третье: «игрок» - не в обычном понимании, бытующем в церквах запада, а в библейском понимании - кладётся в основу всего. Для хорошего начала можно попросить помощи у Бога в применении Луки 10:2б на практике. Это учение Иисуса о молитве, принципы молитвы, которые Павел показывает на примере своих посланий.
  4. Четвёртое: поскольку «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Коринфянам 4:20, сравните с 1 Фессалоникийцам 1:5), то вам нужно быть готовым делать всё необходимое для того, чтобы Божья сверхъестественная сила проявлялась, когда вы свидетельствуете об этом Царстве.
  5. Пятое: поскольку по сути своей церковь является семьёй, простая церковь должна существовать в общине. Эта община начинается с вашей семьи, но не должна ею ограничиваться. В сегодняшнем обществе многочисленных связей все могут следовать за Иисусом, будучи частью группы братьев и сестёр! Не стоит пренебрегать этой стороной общения, ведь здоровая семья и община лидерства являются моделью близких отношений, исходящих из Евангелия Царства.
  6. Шестое: изначально необходимо преднамеренно применять принцип «человека мира». Через молитву и общение в вашей общине вы откроете для себя этих людей, и отсюда можно начинать созидание.

Итак, приступая к основанию цепи простых церквей начать нужно с того, чтобы ваша семья была «домом мира». Со временем и с помощью молитвы ищите Божьего водительства, чтобы Он привёл вас к другому «человеку мира». Ваша молитва об осуществлении Луки 10:2б откроет двери для других потенциальных работников Царства (так Бог предписал нам «призывать» работников на его жатву). Построив отношения с людьми мира, вы сможете видеть, как Бог открывает их сердца для Его любви (и надеемся, что проявления сверхъестественной силы при этом будет нормальным явлением!). Затем человек мира достигнет других oikos, и Царство будет распространяться естественными путями. А что делать дальше? Я абсолютно уверен: слушая Иисуса (в контексте любящей общины), соблюдая Его повеления, вы будете видеть, какие шаги вам необходимо предпринимать в этом удивительном приключении!

Том Уаймор

{mos_fb_discuss:2}

 
RocketTheme Joomla Templates