Давайте прекратим насаждать стерилизованные церкви! Печать
13.05.2007 00:57

«У меня есть вопрос, ответ на который я ищу уже на протяжении нескольких лет», - сказал я Чарльзу Броку, автору Практических принципов насаждения поместных церквей, когда я встретил его на Филлипинах несколько лет назад. «Ты идёшь в бедные области Манилы, насаждаешь церкви быстро, они всегда производят своё собственное лидерство, они никогда не зависят от внешних денег и всегда воспроизводятся.»

«Я знаю двух других братьев, которые насаждают церкви в тех же областях и это занимает у них 6 или 7 лет. Они всегда зависимы, они никогда не воспроизводятся, и у них никогда не появляется своё собственное лидерство. Они говорят, что бедность разрушила души людей и они не соответствуют тому, что бы быть лидерами.»

«Я хочу знать, почему ты можешь делать это, а они нет?»

Вопрос был острый, потому что я был вовлечён в процесс насаждения церквей - сколько я себя помню, но я никогда не видел такого роста и такой скорости воспроизводства церквей, как я увидел в служении Брока.

Больная, мёртвая или стерильная.

Во время моего взросления я помню, что было несколько евангельских церквей на Западном побережье Соединенных Штатов, когда моя семья переехала туда в начале сороковых годов. Наша маленькая церковь, которая состояла примерно из 85 членов, начала церкви в Фресно и позже в Сакраменто.

Мой отец брал семью в новую церковь, которую мы начинали на год или около того. Когда новая церковь поднималась и становилась самостоятельной, мы возвращались в материнскую церковь и уже оттуда переезжали снова в следующую церковь, которую насаждали. Я вернулся в эту область уже как взрослый,  9 лет спустя, но я так и не смог найти всех тех церквей в нашей Ассоциации. Я был удивлён - куда они подевались.

Сейчас у меня очень простое мнение. Я знаю, что если что-то живое, то оно воспроизводится. Это естественно для деревьев и растений. Они роняют свои семена для спонтанного прорастания. Нам не надо прилагать особых усилий, что бы иметь детей, нам надо прилагать особые усилия, что бы не иметь их. Фактически, если организм не воспроизводится, то мы бы сказали, что он болен, мёртв или стерилизован. В конечном итоге я обнаруживал, что мы насаждали стерильные церкви, церкви, которые не были церквями, которые бы насаждали другие церкви. Я изучил этот вопрос и провел опрос в четырёх городах на Западном побережье и обнаружил тот же феномен. Материнская церковь может появиться в определённой области и в период от  12 до 15 лет насаждать другие церкви. Но только малое количество из этих новых церквей может насадить хотя бы одну церковь.

Вот что мы обнаружили. Люди в Америке рассматривают альтернативу: или насаждать церковь или следовать двухступенчатому процессу. «Мы сначала вырастим и мы сначала хорошенько потренируемся и экипируемся и затем мы станем воспроизводящейся церковью.» Но те, кто пошёл по пути этого двухступенчатого процесса остаются на первой ступени в течении  многих лет и я вообще не уверен - достигнут ли они когда-либо такого момента, когда начнётся  воспроизводство.

Это стало поднимать много вопросов в моём собственном сердце и уме, вопросов, на которые я начал получать ответы, когда я разговаривал с Чарльзом Броком в Маниле.


'Человек мира'

Он сказал, что есть две вещи, которые делают возможным насаждение и воспроизводство. В первую очередь он находил «человека мира». «Я всегда ожидаю элемент чуда в любой работе, которую начинаю,» объяснил он. «В один прекрасный день я понимаю, что церковь должна быть начата в каком-либо месте. Когда я выхожу, я замечаю эту женщину в окне второго этажа. Я сначала не придаю значения этому обстоятельству. Когда я возвращаюсь через час она всё ещё в окне второго этажа. Как раз, когда я проезжал мимо неё на моём мотороллере, она окликнула меня: «Сэр, вы библейский учитель?» Я сказал ей, что я преподаю Библию. Она спросила: «А могли бы вы научить меня и мою семью?» У меня были мысли относительно другого района, где я должен был бы начать, но это не случилось там. Это случилось здесь, потому что Бог приготовил это.»

Иисус сказал Своим ученикам, когда послал их: « В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира (человек мира), то почиет на нем мир ваш... В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть... не переходите из дома в дом.»

Есть причина, почему Иисус дал такую инструкцию. Если Бог послал нас и мы на Его длине волны, то это значит, что  есть люди, которых Он приготовил. Это те люди, которые предназначены быть ядром новой, зачинающейся церкви.

Он предназначил эту особенную личность, которую Он назвал «человеком мира». Большую часть времени пастора, лидеры домашних групп и основатели церквей ждут до тех пор, пока не найдут такого человека. Таким образом, вы медленно стартуете в насаждении церкви и это не обязательно очень спонтанно.


Достоверное свидетельство

Нет в Библии стихов, которые бы описывали, как выглядит человек мира. Но вот, что мы может сделать, чтобы увидеть, как выглядит человек мира. Мы можем посмотреть, где в Библии действует Бог и затем начать видеть общую тенденцию.

Лидия была таким человеком. Корнилий был таким. Человек, одержимый бесами был таким. Женщина у колодца была такой. Были и другие.

Как только вы начнёте внимательно на них смотреть, то вы увидите, что они имеют три характерные особенности:

  • Они восприимчивы. Не каждый восприимчивый человек - это человек мира. Будет много людей, которые примут Христа, пока вы найдёте этого человека. Но каждый человек мира восприимчив.
  • Эти люди - люди репутации. Их знают. Они могут иметь хорошую или плохую репутацию. Но они известны. Женщина у колодца имела плохую репутацию. Репутация Корнилия была хорошей.
  • Они имеют влияние. Они такие люди, которые, когда ответят на призыв Христа, то многих других приведут вместе с собой.

 

Когда Иисус приходил в один город, то человек одержимый бесами кричал в пещерах. Иисус изгнал бесов, послал их в свиней, свиньи бросились с обрыва, и затем весь город просил, что бы Иисус удалился от их пределов.

Позже мы видим, что Иисус вернулся назад в этот же самый район, откуда Его выгнали, и теперь каждый был рад Ему. Единственное различие между этими двумя ситуациями в том, что сейчас освобожденный от демонов человек жил между ними. Изменённая жизнь, которая каждый день была свидетельством силы Божьей, изменила жизнь вокруг.

Это очень сильная вещь, как только вы увидите это. Это становится достоверным свидетельством того, Кем является Иисус и что Он может делать. Таким образом, когда вы идёте, вы ищите определённую категорию людей. Когда вы находите такого человека, вы будете иметь хороший задел для начинания церкви. Вы будете оставаться там, и проходить через круг влияния этого человека.


Не один, а 200

Павел и Сила имели ввиду именно такой круг влияния, когда сказали тюремщику из Филипп: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.»

Антропологи говорят нам, что в каждой культуре в любом периоде времени есть четыре взаимоотношений: семья, соседи, коллеги по работе и друзья. Таким образом, когда мы находим такого человека мира, то его семья, соседи, сотрудники и друзья являются теми людьми, на которых повлияет его решение. Они также скажут нам, что большинство людей в здоровом обществе на западе имеют 25-30 человек, с которыми они достаточно близки. Так что я знаю, что когда я нахожу человека с влиянием, то я, по всей видимости, немедленно могу повлиять на 200 человек по крайней мере. Я уже больше не вижу одного человека. Я вижу 200.

Что является восхитительным здесь, так это то, что это отличная возможность начать церковь! Суть  здесь в том, что бы идти и найти человека мира. В этом случае вы связываетесь с тем, что Бог уже делает.


Посмотрите на христианина, который покаялся неделю назад?

Вторая вещь, которую Чарльз сказал мне, была такая: «Я никогда не делаю чего-нибудь такого, что не сможет делать христианин, который покаялся неделю назад. Если бы я проповедовал, как я делал это в моей церкви, откуда я родом, они бы подумали, что они не смогут нести евангелие до тех пор, пока у них не будет моих навыков, моих способностей, моей натренированности.  Если бы я молился так, как я делал это в церкви, откуда я родом, они бы подумали, что они не могут разговаривать с Богом до тех пор, пока у них не будет таких слов и таких фраз как мои. Я не привожу лидера прославления, потому что если я  сделаю это, они будут думать, что не смогут поклоняться Богу до тех пор, пока у них не будет кого-нибудь, кто специально этому обучен.

«Всё, что они видят, что я делаю, они могут делать также. Иногда я не возвращался к ним в их район в течении нескольких недель. Но поскольку они не знали, чего они не могли делать, они шли и говорили их родственникам в другом районе и у них, таким образом, возникала другая группа»

Это простота. Мы сделали вещи такими сложными и требующими так много тренировки. Они должны быть естественными.


'Рост' против 'воспроизводства'

Я хочу показать вам разницу между тем, что я называю «культурой роста» в которой все мы были научены и «моделью воспроизводства». Потому, что я верю, что насаждать церковь - это нечто иное, чем насаждать церковь, которая насаждает церковь. Фактически я убеждён, что набор навыков, который мы приобретаем в процессе традиционного служения будет в действительности гарантировать, что вещи не будут воспроизводиться.

В нашей культуре роста мы научились сосредотачиваться на индивидуальных обращениях, в то время как репродуктивная модель фокусируется на групповых обращениях.

Мы привыкли начинать на базе  верующих. Но для того, что бы воспроизводить, мы должны начинать на базе неверующих. Если мы хотим групповое обращение членов семьи, коллег по работе, соседей и друзей,  то эти люди не будут приходить в дома к странным людям или в странное сидение в церкви. Они придут на то место, к которому они привыкли и где они часто бывают. В нашей культуре мы учим Писание для информации. В модели воспроизводства Писание изучается для применения, так что люди видят силу Божью.

Мы привыкли начинать с поиска христиан. Но если вы хотите начать действительно сильную церковь, найдите человека мира. Исключите христиан, не позволяйте им входить. Они испортят всё с самого начала.

Мы привыкли к удобствам (например к зданиям). Это требует денег и компетенции, которые не легко достаются. Если вы начнёте в доме, на крыльце, в скверике или в парке - то всегда есть много таких легко доступных мест.

Мы привыкли начинать с поклонения в большой группе. Для воспроизводства вы начинаете с малой группы. Очень немногие люди на самом деле имеют способности и дары вести большую группу хорошо. Это требует большей квалификации, большей подготовки, больше всего. Но много людей могут справляться с малой группой. Они уже делают это в их естественном окружении даже ещё до того, как они спасены.

Мы строим программы и здания. Для того, что бы было воспроизводство, вы создаёте лидеров.

Лидерство также отличается. Традиционно мы импортируем профессиональное священство. Но что нам надо для воспроизводства - это иметь местное, возникающее в результате обращения священство. Где будущие пастора для всего этого? Они на улицах, они бьют своих жён, они обворовывают своих работодателей.

Также лидеры имеют тенденцию видеть себя руководителями всех, кто вовлечён. В воспроизводящихся же церквах лидеры являются оснастителями для возникающих лидеров. Это то, как они видят сами себя, и то, на чём они фокусируются. Мы обычно искали того, кто будет начинать церковь (обычно служителя на полную занятость). Но для церквей, которые будут начинать другие церкви, вам нужны работающие начинатели церквей (т.е. те, которые помимо служения могли бы ещё работать на обычной работе и обеспечивать себя). Если мы хотим видеть города достигаемыми, то тогда это должно происходит через людей, которые и работают и находятся в служении одновременно. В противном случае это будет трудно профинансировать, поскольку это долгий процесс.

По моему собственному опыту скажу, что, каждый раз, когда мы готовы были начать церковь, мы чувствовали, что не могли позволить себе потерять людей, которые уходили бы в новую церковь, потерять их титулы и всё такое. Но каждый раз, когда мы это всё же делали, мы, на самом деле, не прерывали процесс. Бог продолжал нас обеспечивать. Я обнаружил, что наиболее удивительные вещи случаются именно тогда, когда мы заботимся о другой церкви.

Фактически, в каждой церкви, в которой я видел насаждение церквей, я нашел, что некоторые из их собственных вопросов начинали  удивительно хорошо решаться. Я не знаю, что это такое. Они отдавали себя вне.  Я убеждён, что вы не можете истощиться - Бог восполняет опять и опять. Чем больше вы отдаёте, тем больше Бог делает через вас.

Культура роста

Модель воспроизводства

Фокус на индивидуальных обращениях

Фокус на групповых обращениях

Старт на базе верующих

Старт на базе неверующих

Преподавать Писание для информации

Преподавать Писание для применения

Начинать с поиска христиан

Начинать с поиска «человека мира»

Начинать в здании

Начинать в доме, на крыльце, в садике, в парке

Начинать с поклонения в большой группе

Начинать с малой группы

Строить программы и здания

Созидать лидеров

Импорт профессиональных священников

Иметь местных служителей, и тех, которые появляются в результате покаяния

Лидеры руководят всеми участниками

Лидеры экипируют возникающих лидеров

Найти начинателя церкви на полную занятость

Начинать церковь с работающих служителей

 

Керол Девис