Выбор языка/Choose Language

Русский

Восполнение нужд детей в домашних церквях PDF Печать Написать письмо
19.06.2013 14:55

Заметка редактора:

Движение простых (или органических) церквей состоит из разных людей из разных деноминаций и с различным христианским опытом. Мы пытались представить здесь статьи, которые были написаны позитивно. Некоторые авторы (или составители дневников – блоггов и другие участники проекта), однако, представляют свои идеи в сильном контрасте к более традиционному взгляду на церковь. Мы не хотим обидеть наших читателей. Мы любим наших братьев, всех верующих во Христа, вне зависимости, от церкви и деноминации. С другой стороны мы не сочли возможным редактировать эти статьи, что бы читатель смог получить полное понимание того, что разные люди говорят об этом и как эти принципы и мысли могут быть применены в их собственной ситуации. И всё же мы убеждены, что приведенные в статьях принципы окажутся полезными для всех христиан, для применения в любой церкви и пасторы традиционных церквей также смогут извлечь из сайта большую пользу для своего служения. Мы не ожидаем, что вы согласитесь с каждым словом здесь, и то же мы можем сказать и про себя. Однако, важно, что мы объединяем всё это в глобальный диалог так, что бы мы могли различать, что Бог говорит лично каждому из нас в отдельности, и в целом -  как церквам. Итак, читайте, молитесь, принимайте участие в диалоге, и пусть Бог будет говорить всем нам про то, как мы можем быть настоящими учениками и невестой, которой Он призвал нас быть!

Каким образом ранняя церковь обучала своих детей? В воскресных школах, на детских богослужениях или в детских комнатах?


На конференции по домашним церквям, перед началом группового обсуждения я шепнул другу, что первым вопросом будет: «Как быть с детьми?» Так и получилось. На мой взгляд, это вопрос номер один для тех, кто размышляет об организации домашней церкви. Это громадный камень преткновения, но так не должно быть. В этой статье мы рассмотрим три вопроса: во-первых, различия в подходе или отношении к детям формально организованных и домашних церквей; во-вторых, практические вопросы, с которыми приходится сталкиваться, и, в-третьих, преимущества церкви в доме для детей.

Как-то в одной статье я задал вопрос: «Что вы делаете для детей?». Мне стыдно признаться, что в черновике этой статьи вначале было написано: «Что вы делаете с детьми?» Я подсознательно принял подход или отношение большой части формально организованных церквей: дети – это проблема, так как они мешают всемогущему «собранию», где уважаемые, оплачиваемые профессионалы в ризах или костюмах с галстуками произносят важные речи, а серьезные, спокойные и святые слушатели сидят без движения на скамьях. Поэтому возникает вопрос, что делать с детьми, во время, когда мы заняты серьезными вопросами на «собраниях»?

Иисус никогда не говорил: «Позвольте детям собираться в детской комнате».

Ни Иисус, ни апостолы никогда не переживали о том, что им делать с детьми. Иисус никогда не говорил: «Позвольте детям собираться в детской комнате». Можете представить, как детей уводят в Детскую церковь во время Нагорной проповеди?

Писание практически ничего не говорит о том, что делать с детьми во время собраний верующих. Но мне сложно представить, что у верующих того времени не было детей. Мне кажется, что об этом мало говорится, потому что ранних христиан этот вопрос не волновал. Церкви собирались по домам; семьи жили в домах; дети собирались вместе с церковью, которая встречалась дома.

Хотя Писание прямо ничего не говорит о детях и собраниях верующих, можно заменить некоторые намеки. Например, прямо сказано, что дети присутствовали во время насыщения пяти тысяч, а также насыщения четырех тысяч (Мт. 14:21, 14:38). В миссионерском путешествии апостолов «провожали все с женами и детьми» когда они уезжали, чтобы помолиться с ними на берегу (Деян. 21:5б). Наконец, когда письмо Павла читалось ефесянам, в нем звучало прямое обращение к детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Ефес. 6:1-2). Как дети могли бы услышать чтение этого призыва в церкви, если их не было на церковном собрании?

Несмотря на относительное молчание Писаний относительно детей и церкви, одно я могу гарантировать: воскресных школ и детских церквей не было. Если воскресные школы являются неотъемлемой составляющей церковной жизни, почему Библия ничего не говорит об этом? Его руководство по строительству – Библия – завершено по всем вопросам. Есть ли христианин, который будет отрицать, что Библия является совершенным руководством? Интересно, что в Божьем руководстве отсутствует даже намек на воскресные школы.

Воскресные школы с самого начала не были основаны, чтобы изучать библейские истории и христианскую мораль, но появились в девятнадцатом веке в Англии, чтобы научить бедных детей рабочих и шахтеров читать и писать. На кого ложилась главная ответственность за обучение детей до появления воскресных школ? На семью. Думаю, что большинство домашних церквей убеждены, что семья продолжает отвечать за обучение и наставление детей в христианской вере. Возможно по этой причине у большинства домашних церквей (также как в библейской новозаветной церкви) отсутствует воскресная школа. И это становится серьезным препятствием для христиан, которые думают перейти из формально организованной церкви в домашнюю. Удивительно, как много христиан переживают о духовном состоянии своих детей до такой степени, что готовы отравлять себя до смерти гнилой религиозностью некоторых формально организованных церквей, если там есть хорошая молодежная программа. Я убежден, что многие формально организованные церкви понимают это и предлагают первоклассные «молодежные служения», чтобы удержать своих «плательщиков десятины» (конечно, я понимаю, что часто искренняя мотивация также имеет место).

Хотя главная ответственность на воспитание детей в Господе возлагается на семью, это не означает, что домашняя церковь не должна переживать об их благосостоянии. Как раз наоборот. Если дети видят, что для родителей церковь является бременем, они, как правило, начинают думать, что Иисус также является бременем. Поэтому мы должны обсудить практические методы для домашних церквей, которые помогут детям увидеть, что церковь принадлежит им, также как и их родителям.

Обсуждая практические способы интеграции детей в жизнь домашней церкви, мы с самого начала должны осознать, что если родители привнесут традиционный подход официально организованной церкви в домашнюю церковь, для детей ничего не подойдет. Официально организованная церковь использует подход сегрегации по отношению к подросткам: отправить их в помещение воскресной школы, чтобы создать святую и тихую обстановку. Понятно, что это небиблейская практика. Как вы думаете, насколько дети вели себя тихо во время Нагорной проповеди? Организованная церковь жестко придерживается «порядка служения», а дети ведут себя незапрограммировано и непредсказуемо, а, следовательно, никогда не впишутся в такие жесткие рамки. Поэтому в качестве первого практического совета домашней церкви можно предложить расслабиться – в домашней церкви будет больше шума и нарушения порядка. Люди с детьми должны перестать чувствовать себя виноватыми в этом, а люди без детей должны относиться к этому более снисходительно, чем в официально организованной церкви.

Вторым практическим советом будет развитие близких отношений индивидуально между взрослыми, а также между всеми взрослыми и всеми детьми. Это развитие возможно в домашней церкви намного лучше, чем в официально организованной церкви. Имея тесные отношения, когда маленький Саша собирается выстрелить из салютной установки в потолок, взрослый человек, не являющийся родителем Саши, может твердо попросить маленького проказника погасить фитиль, не боясь при этом стать врагом маленького Саши или его мамы. Тесные отношения крайне важны.

В качестве третьего практического совета можно предложить поиски творческих, выполнимых путей вовлечения детей в собрание взрослых. Откуда пришла идея, что собрание (или церковь) принадлежит исключительно взрослым? Я знаю одну домашнюю церковь, в которой многие дети музыкально одаренные. Они играют на гитарах, скрипках, флейтах и им разрешают руководить пением или выступать с музыкальным участием. Другие домашние церкви поощряют детей делиться свидетельствами, рассказывать на память стихи из Библии или говорить о своих молитвенных нуждах. Во время одного собрания моя домашняя церковь позволила подросткам вести собрание, используя тексты Писания и музыку. Собрание отличалось от остальных, привнесло свежую струю и помогло молодежи присоединиться. Во время другого собрания в моей домашней церкви, одна сестра провела «урок воскресной школы» для младших детей, присутствующих на собрании вместе с родителями. Взрослым пришлось адаптироваться к точке зрения младших детей (что периодически полезно делать всем взрослым), а дети также хорошо провели время со своими родителями, усвоив при этом духовный урок.

Четвертый практический совет, который я бы предложил, – не ограничивать себя «богословием домашней церкви». Конечно, мы не верим в воскресные школы, но мир не прекратит свое существование, если у кого-то будет нечто особенное для детей, или если он иногда заберет их в другую комнату. Хотя мы не верим, что детей нужно развлекать, чтобы они нам не докучали, нет ничего плохого, чтобы иногда показать им видео.

Пятым практическим советом, который предложил один участник домашней церкви, будет, чтобы хозяин каждого дома, где проводиться собрание, объявлял существующие в семье правила, чтобы дети и родители несознательно ничего не испортили (например, «кушать только на кухне»).

Шестой совет – терпеть хнычущих младенцев, насколько это возможно, но если младенец слишком разойдется, убедиться, что родители понимают, что ребенка нужно вынести из комнаты, пока он не успокоится. Если родители этого не делают, с ними нужно пообщаться на эту тему. Помните о важности взаимоотношений.  Мы должны постоянно ставить себя на место наших братьев и сестер, а наши дети, в теле Христа, являются нашими братьями и сестрами. Давайте уважать их интересы в любви.

Мой седьмой и последний практический совет – всегда следить за тем, чтобы собрание не становилось скучным ни для детей, ни для взрослых. Если собрание мертвое или слишком длинное для взрослых, представьте себе, что чувствуют дети! Их концентрация внимания длится, скорее всего, вполовину меньше нашей.

Заканчивая свои мысли о детях и домашней церкви, хочу обратить внимание на очевидные преимущества домашней церкви для детей и молодежи. Мы не должны смотреть на детей, как на препятствие, мешающее людям присоединяться к домашней церкви. Мы должны сосредоточиться  на преимуществах домашней церкви для детей, и обращать на это внимание потенциальных участников домашней церкви.

Одним большим преимуществом домашней церкви для детей и молодежи является возможность видеть, что их родители поддерживают отношения любви и заботы между собой. Они видят, как их родители открывают свои сердца Богу искренне, неподдельно, индивидуально и неформально.

Еще одним огромным преимуществом является то, что дети не являются второсортным классом в церкви; их не изолируют, не уводят, не оставляют в детских комнатах, воскресных школах и молодежных служениях.

Одним из огромных преимуществ, на мой взгляд, являются близкие отношения между взрослыми и детьми других взрослых. В моей домашней церкви я постоянно молюсь за детей. У нас только шесть пар в церкви и только четырнадцать детей. Очень легко узнать, что происходит в жизни ребенка, и легко молиться за них ежедневно и поименно. Позвольте отметить, что это не происходит очень часто в мега-церквях.

Вывод

Хочу закончить замечательной пародией, придуманной Дагом Филипсом (Doug Phillips) и опубликованной на «Форуме Видения», о «Молодежной программе» его церкви. Хотя в данном случае речь не идет о маленькой церкви, свободно помещающейся в жилой комнате, его наблюдения остаются актуальными.

“Я имею честь поклоняться в небольшой церкви, объединяющей семьи. Когда меня спрашивают о различных программах в нашей церкви, я объясняю, что нас Господь благословил более чем тридцатью различными организациями, в состав которых входят наши члены, и которые мы называем семьями. Далее я говорю, что у нас более шестидесяти руководителей молодежи, их называют родителями. Более того, у нас настолько насыщенный график, что обязательное мероприятие проходит каждый день, называемое семейное поклонение…

Учитывая возложенную на них большую ответственность, нашим молодежным руководителям приходится много трудиться… Они изучают Божье Слово больше, чем когда-либо раньше, чтобы мудро руководить своими организациями. Им приходится проявлять творческий подход, чтобы решать различные проблемы своих групп. Они учатся терпению. Совершенствуются в любви. Стараются правильно расставлять приоритеты.

Последняя часть имеет важнейшее значение. Только поменяв приоритеты в жизни и создав правильную структуру своих организаций, наши молодежные руководители смогут достичь успеха. Они это знают. Они также знают, что успех достается большой ценой. Но большинство из них готовы ее заплатить, потому что решили, что самым важным делом их жизни является служение руководителя молодежи и руководство интересующей их организацией, называемой Христианская семья.

Вот что мы обнаружили: чем больше мы посвящаем себя заботе о наших мини-общинах, тем больше благословений мы испытываем. Более того, чем больше мы изучаем, что Божье Слово говорит об этих маленьких общинах, тем больше мы видим, насколько замечательным и великолепным является Божий план по подготовке Церкви и преображению всей нашей культуры через эти часто забытые, измученные и даже пользующиеся дурной славой организации, называемые христианские семьи».

Ден Уолкер (Dan Walker)

 
RocketTheme Joomla Templates