РУКОВОДСТВО И НАРОД БОЖИЙ Печать
03.05.2014 23:25

altВ последнее время идет обширное обсуждение роли лидерства. Что означает лидерство? Кто руководит? Кто следует? Что от этого зависит? Кому до этого есть дело? Вопрос о руководстве всегда приводит к оживленному обсуждению. Особенно, когда дело касается главной темы: в конце концов, кто здесь главный?

Я хочу поделиться своими размышлениями о роли руководства.

Роль руководства имеет общественную ориентацию, т.е. она не рассматривается в отрыве от контекста сообщества, но направляется Духом в сообществе. Задача библейского руководства состоит в том, чтобы служить, взращивать, поддерживать, формировать и оснащать сообщество людей, которые повседневно демонстрируют, провозглашают и воплощают Божью цель и направление.

Гордон Фи (Gordon Fee) сильно помог мне в понимании, что такое руководство. «Исторически  церковь, похоже, приняла модель, которая со временем привела к значительному разделению между самими людьми (прихожанами) и профессиональными служителями (духовенством). Наиболее остро эта разница ощущается в римско-католической церкви,  но также проявляется практически в каждой форме протестантизма. В конечном результате получается, что в церкви духовенство зачастую существует отдельно от людей, для него предусмотрены особые правила и отличные от других ожидания, а «дары» и «служение», не говоря о значимости, иерархии и процессе принятия решений, находятся в компетенции профессионалов. Получив «рукоположение» на эту должность, последним обычно нравится аура положения, а присутствие таких рукоположенных профессионалов позволяет прихожанам оплачивать им работу служения, при этом освобождая себя от библейского призвания». Далее он продолжает пояснять, что модель выглядит приблизительно так, что духовенство находится за пределами собрания людей. Например, можно представить, что духовенство находиться в одном кругу, а прихожане – в другом, при этом духовенство наблюдает за прихожанами и контролирует их.

Далее Фи иллюстрирует библейскую модель, которая больше напоминает один круг, вообще без духовенства/профессионалов, но с легко различимым руководством («дарами»), которое просто является частью всего народа Божьего. Нет разделения, все являются частью одного народа Божьего.

Рассматривая историю Ветхого Завета, мы видим, что цари и священство, действительно, выделялись из народа, и к ним были применимы отдельные правила и ожидания. Но именно эта модель полностью разрушается в НЗ. И основной причиной является господство самого Христа. Христос сам теперь сошел, чтобы обитать среди нас, Он – Царь. Точно так же, как  Бог собирался быть Царем над Израилем, Христос стал Божьим Царем над вновь образованным народом. Христос – Глава Церкви, все другие, включая руководителей, «действуют в свою меру» (Ефес. 4:11-16).

 Библейское лидерство бросает вызов схеме «мы – они». Дух сошел на всех верующих. Мы все были погружены в один Дух. В новом социальном порядке нет места классу царей или священников, нет места менталитету, основанному на понятиях «мы» и «они». Нет места элите посвященных, гражданам первого или второго сорта. Нет никаких различий, т.е. между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, или, если на то пошло, между духовенством и прихожанами, профессионалами и прихожанами.

 Это не означает, что мы хотим преуменьшить роль человеческого лидерства, водимого Духом, (мы нуждаемся в нем) но его нужно правильно определить и установить границы власти, полномочий и влияния. Мы хотим подчеркнуть, что руководство в НЗ рассматривается как часть всего народа Божьего, но не как отдельная «группа», необходимая для его благополучия, оно подчиняется тем же «правилам», что и все остальные. Они не «отделены» по «положению», но их дары являются частью работы Духа среди всего народа, функционируя, как часть сообщества, используя свои дары для помощи в подготовке сообщества для выполнения его миссии по отношению к себе и миру. «Одаренные» должны делать это, будучи одним из многих «даров» в теле… ценя каждого, не превознося какой-либо отдельный «дар» выше других, рассматривая ценность каждого в формировании народа, чье призвание в том, чтобы нести Божий образ и подобие в мир.

 Руководство существует ради народа. Руководство дано не для личного продвижения или удовлетворения, как раз такое его проявление – полная противоположность сути сообщества. Руководство должно рассматриваться как сужение, дар для тела, данный для или, лучше, через человека для общего блага сообщества.

 Для Павла, руководство в Ефесянам – это функция/задание (Ефесянам 4.11-16), прежде всего, «для подготовки Божьего народа («святых») на дела служения, которое подчеркивает формирование Божьих людей, чтобы они могли жить достойно призвания, к которому они (включая руководство) призваны, чтобы тело Христово могло созидаться».

 Вопросы для размышления

Как только мы отделяем себя в определенный класс, или должность, или особенное положение, результатом становится потенциальный рассадник гордости, любви к власти и отсутствия подотчетности. Когда это происходит, в результате наступает смерть сообщества. Замечаете ли вы за собой периодическое стремление к такому менталитету? Да/нет? Хорошо подумайте!!!

 Можете ли вы представить себе стиль жизни, когда мы руководим, находясь внутри сообщества, не выше или вне его? Что вы чувствуете, рассматривая «дары» в качестве функции, а не звания?

Автор: Марк Придди (Мark Priddу)