О Корее, Дафане и Авироне & Co

Когда в какой либо церкви насаждается авторитарная пасторская власть, то наряду с учением о «должном порядке», т.е. безусловной и абсолютной пасторократии и беспрекословного подчинения власти пастора, насаждается и учение о Божьем наказании за непослушание. Так называемое «учение о Корее, Дафане и Авироне», на примере которого в самых ярких красках рисуется участь тех, кто посмел пойти против пастора и его власти.

И действительно... Трудно найти в Библии более красноречивого и ужасающего примера наказания непокорных.

Но насколько корректно применение этой библейской истории к оправданию авторитарного стиля руководства церковью? Давайте попробуем разобраться.


Итак, пойди, Я пошлю тебя...

История исхода еврейского народа начинается с призвания Моисея для осуществления этой функции. (Исход, 3-я глава). Слово божье однозначно говорит нам, что Моисей действительно один из всего народа выбран Богом для осуществления этой миссии, и один поставлен Богом над всем народом для руководства. Более того, Бог Сам назначает Моисея своим прямым заместителем, говоря, что «он будет вместо Бога» (Исход 4:16)

Обо всем этом Писание говорит прямо и не двусмысленно.

В подтверждение своих особых полномочий Моисей получает от Бога дар чудотворения.

Это подтверждается дальнейшими историями о чудесах, сотворенных Моисеем за всю историю Исхода.

Теперь представим себя на месте среднестатистического израильтянина, участвующего в исходе. Думаю, что, видя все чудеса, творимые Моисеем, и будучи непосредственным участником всех этих событий, у него не могло быть сомнений в том, Моисей поставлен Богом на то место, которое он занимает, и является полноправным Его представителем в народе израильском.

Конечно, Моисей являлся пастором в привычном понимании этого определения. Он имел дар и сердце пастора. Он, бесспорно, является прекрасным образцом подражания для каждого служителя. Но Библия позиционирует Моисея, прежде всего, как прообраз Христа. Служение Моисея израильскому народу было прямой аналогией служения Спасителя миру.

Для наших размышлений важны следующие выводы из вышесказанного:

  • 1. Слово Божье ПРЯМО свидетельствует, что Бог поставит ОДНОГО человека (Моисея) над ВСЕМ народом.
  • 2. Бог подкрепил Свой выбор наделением Моисея уникальным даром чудотворения.
  • 3. Моисей в Библии является прообразом Христа, а не пастора церкви.

Бунт... Против кого?

Теперь поговорим о Корее, Дафане и Авироне. В 16 главе книги Чисел эти левиты поднимают мятеж против Моисея и Аарона. Вместе с ними в мятеже участвуют «двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые». (Числа, 16:2).

Из сказанного мы можем сделать вывод, что это был тщательно спланированный заговор с целью свержения власти Моисея, который готовился на протяжении какого-то времени.

Не могут 253 человека за один день договориться совершить переворот.

Как известно, целью любого переворота - свержение существующей власти и установление власти собственной. Демократические лозунги «все сообщество, все святы, и посреди них Господь» - ни что иное, как дешевый популизм для привлечения сторонников из числа народа.

Некоторые сторонники пасторской системы трактуют эти события следующим образом: Демократия - это зло от дьявола. Народ израильский захотел демократии, и Бог их за это наказал. Но это в корне не верно.

О «демократической революции» и речи не было. На исторических примерах мы видим, что обычно перевороты приводят к установлению диктатуры, и зачастую еще более жесткой, чем прежняя. Вспомните Великую Октябрьскую...

Примечателен тот факт, что организаторами мятежа были «начальники общества, люди именитые». Это были люди уже наделенные властью, имеющие вес в обществе, и этой властью основательно испорченные. Ими двигало ни что иное, как жажда еще большей власти, которую имел Моисей. И получи они эту власть, ни о какой демократии даже и речи бы не было.

Кроме того, эти люди так же были очевидцами всех событий и чудес, которые Бог творил через Моисея, подтверждая этим законность его положения. Они прекрасно осознавали, Чьей силой Моисей творит чудеса, и Кто за всем этим стоит, но жажда власти ослепила им глаза. Их бунт против Моисея был прямым бунтом против Бога.

Очередное чудо, которое Бог явил через Моисея, стало для них роковым. Жажда власти погубила их.

Через призму Нового Завета.

Что же можно считать бунтом с позиции Нового Завета? Да в принципе, то же самое - бунт против Бога и Его воли. Его воля выражена в Его Слове. Соответственно, бунт против Бога есть так же, бунт против Его Слова.

Что же мы читаем в Слове божьем о поставлении власти в церкви? 1 Коринф. 12:28 говорит: «И иных Бог поставил в церкви во-первых Апостолами, во вторых пророками, в третьих, учителями; далее иным дал силы чудодейственные, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Мы видим, что апостол Павел перечисляет дары служений, начиная с трех важнейших даров: Апостола, пророка и учителя. О пасторах здесь не упоминается вообще!

Дар апостола - это действительно важнейший из даров служения, так как благодаря этому дару открываются новые церкви, распространяется Евангелие, созидается Царство Божье на земле. Мы почему-то боимся слова «апостол», и привыкли именовать подобных людей миссионерами.

Дар пророка является важнейшим для церкви, потому что через это служение церковь узнает для себя специфическую волю Божью, как для конкретной церкви. В нашем привычном понимании это скорее не тот, кто встает посреди собрания со словами: «Так говорит Господь» но скорее благословенный проповедник. Хотя абсолютно не исключается и первый вариант.

Дар учителя важен для церкви, чтобы преподавать верующим чистое и неповрежденное учение Христово и его применение в практической жизни. Это может быть и учитель, как таковой, и консультант, и христианский психолог.

А что же делает пастор, и почему он не упоминается между этими дарами? Да потому, что пастор (по Библии - пресвитер, что в переводе означает «старейшина», «надзиратель») пасет, надзирает за церковью на том основании, которое закладывают перечисленные выше дары. Только в тесном и паритетном взаимодействии этих даров под руководством Духа Святого. Только таким образом может эффективно созидаться церковь.

Подытожив вышесказанное, мы видим, что в отличие от случая с Моисеем, в Писании нет даже намека на то, чтобы один пастор стоял во главе всей церкви, подчинив себе все остальные дары служения. Кроме того, по важности и значению дар служения пастора стоит далеко не на первом месте в Писании.

Я не собираюсь уничижать дар служения пастора. Это важный и нужный дар для церкви.

Но в Библии нет указания на авторитарную пасторскую систему управления, равно как нет указания поклоняться иконам и Богородице, крестить младенцев, отпевать покойников...

Если этого нет в Библии, но это есть в нашей церковной жизни, то стоит ли объяснять, откуда это берется?

В Библии не написано: «И Он поставил над церковью пастора, через которого Он осуществляет руководство церковью и распределяет остальные дары служения»

И стоит ли записывать в Кореи и Авироны тех, кто выступает против этого несоответствия и за то, чтобы привести ситуацию в соответствие с Библией?

Стоит ли пугать «огнем Господним» тех, кто не стремиться свергнуть власть пастора в церкви, чтобы установить свою собственную, а призывает пасторов занять то место, которое им отведено Библией?

Конечно, есть категория людей, которые «по жизни» Кореи, и бунт против всего и вся - это их образ жизни. Есть категории людей, которые не желают оставить грех, и бунтуют против всякого, кто указывает им на это. Есть люди, которые спят и видят себя на месте пастора их церкви, облеченными властью. Но не о них сейчас речь.

Я говорю о тех верующих, у которых нормальные взаимоотношения с Богом, но которые читая Библию увидели в ней совершенно иную церковь, с совершенно иными принципами и структурой управления, чем в их собственной.

Мартин Лютер, читая Писание, видел в нем совершенно иную церковь...

Вадим Сибирский

{mos_fb_discuss:2}

КомментарииComments (0)

    November 01 2007

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС