Чьё служение должна оплачивать церковь?
Меня попросили дать ответ на этот вопрос в свете тех мыслей и убеждений, которые сформировались у меня на протяжении нескольких лет, но которые мне ещё ни разу не удавалось изложить в письменном виде. Честно говоря, я с большими колебаниями принимаюсь за эти строки. Я уверен, что мои слова обязательно попадут в больное место современной церкви. Тем не менее, вернее, именно по этому я и берусь писать об этом. Вовсе не с целью породить разделение, но чтобы мы, взглянув на себя со стороны, могли заметить то, что не совсем здраво в нашей жизни. Это чрезвычайно важный вопрос для церкви наших дней. Чтобы подойти к рассмотрению этого вопроса взвешенно и аккуратно, хочу предложить рассмотреть его в ракурсе учения Нового Завета, а не просто, исходя из нашего опыта и традиций, практических задач и эмоциональных привязанностей. Сможем ли мы взглянуть на Новый Завет так, как будь то мы читаем его в первый раз?
Сможем ли мы ответить на этот вопрос так, как будь-то, за нашими плечами никогда и не было двух тысячелетий истории церкви, неизбежно формирующей наше понимание многих моментов? Сможем ли мы поднять этот вопрос так, как будь-то от того, каким будет ответ, ничего не зависит – ни наша следующая зарплата, как служителей, ни наш выбор карьеры и прочие жизненные решения? Не будет ли такое условие почти нереальным? Возможно, так и будет, однако, убеждён, что наша попытка того стоит. Лично я убеждён, что многое в нашем богословии финансирования церкви продиктовано двумя источниками. Во-первых – на нас сильно влияет Ветхий Завет с его принципами касательно поддержки централизованной религиозной власти. Во-вторых – наша собственная необходимость поддерживать новые централизованные религиозные учреждения. Честно говоря, я убеждён в том, что основной причиной того, почему столь многое в нашей практике позаимствовано из Ветхого Завета, является поиск возможности Библейски подтвердить существование установленной иерархической религиозной структуры, о которой Новый Завет и вовсе умалчивает. И дело не в том, что Новый Завет не учит нас принципам распоряжения финансами, на самом деле в Новом Завете очень много обсуждается эта тема. Иисус больше говорил о деньгах, чем о рае и аде, однако Новый Завет не поддерживает идею существования центрального религиозного учреждения. Все верующие – священники. Все мы – служители Божьи, уполномоченные через помазание Духа Святого на исполнение служения.
Изучая Новый Завет в поисках ответа на наш вопрос, я обнаружил, что лишь две должности (две роли) могут ожидать полной поддержки церкви. Если бы нам пришлось брать на оплачиваемое служение в церковь лишь два типа сотрудников, кто бы это был, какими были бы их роли? Старшие пастора и миссионеры? Пастора и лидеры прославления? Директора деноминации и пастора? Если бы мне пришлось выбирать, то я бы наверняка захотел чтобы это были пастора и их одарённые помощники или секретари. Однако всё это скорее продиктовано моей собственной слабостью, нежели моим знанием и пониманием Библии. Я уверен, какими бы ни были две выбранные нами роли, они окажутся не теми людьми, которых нас призывает поддерживать Новый Завет.
Апостольская роль. В 1-ом Коринфянам 9 Павел говорит о своём полном праве получать свою поддержку, как результат своего труда для Евангелия, так же, как её получают и прочие апостолы. Он даже прибегает к тому, что цитирует самого Господа, как автора данного повеления (ст. 14), возможно ссылаясь на тот момент, когда Христос посылал двенадцать, а потом и семьдесят своих учеников говоря им о том, что они не должны брать с собой в дорогу сумки, поскольку трудящийся достоин своего пропитания. (Матт. 10:9-10; Луки 10:4).
Павел и Варнава, однако, отказались от собственного права принимать подобную оплату, и решили работать, чтобы поддерживать своё служение. Павел работал, изготавливая палатки, и при этом трудился над начинанием церкви в Коринфе. Так было, по крайней мере, до тех пор, пока другие не подоспели с поддержкой, чтобы его присутствие не отягощало ещё неокрепшую церковь.
Цель этой статьи не позволяет нам углубиться в объяснение роли апостола. Достаточно будет лишь сказать, что этот отрывок говорит о провозглашении евангелия Христа неверующим. «Апостолос», Греческое слово, которое переведено как «апостол» означает человека, посланного с определённой миссией в качестве представителя, или же уполномоченного лица. Это люди, которые закладывали основы расширяющейся церкви во всех регионах, среди всех народов и племён.
Полномочия этой роли не ограничиваются единственной церковью в определённом районе, но вместо этого направлены всем церквям в регионе. Эти люди, скорее всего не станут управлять существующими церквями, их цель - закладывать основания новых церквей, на которых будут строить другие… после чего они, скорее всего, отправляются продолжать свою работу в другом месте.
Эта роль описывается как такая, которая имеет «право» жить и получать поддержку от проповедовании Благой Вести (ст. 3-9). Важно будет отметить, однако, что этим правом можно пользоваться, а можно и сознательно не пользоваться, отказавшись от него ради церкви, как это сделали Павел и Варнава. Это право никогда не должно быть востребовано в ущерб церкви. Причиняем ли мы вред церкви, заставляя её поступать как бизнес организации, нанимая на работу её лидеров? Я верю, что по многим причинам ответ на этот вопрос будет «да». Кроме того, что это лишает церковь её ресурсов, возможно, наибольший вред церкви причинил процесс разделения людей в ней на духовенство – профессиональный класс людей, совершающих служение, и прихожан – непрофессиональную прослойку, которая работает и оплачивает работу профессиональных служителей. Как говорит одна старая шутка – духовенству платят, чтобы оно было хорошим, а прихожане – эти ребята и без того хороши. Эта шутка лишь свидетельствует о нашей реальности.
Истинные вдовы. Вторая роль, определённая как такая, которая нуждается в постоянной финансовой поддержке, это те, которых Павел называет «истинными вдовами» в 1-м послании Тимофею 5: 3-16. Павел чётко описывает требования, которым должна соответствовать подобная роль, и какие у неё обязанности. Такая вдова должна быть возрастом не меньше 60 лет, без семьи, которая могла бы её поддержать, и быть верной в служении Господу и Его людям. Из описания следует, что она полностью посвятила себя служению и не ищет возможности повторно вступить в брак, и именно по этой причине, женщины младшего возраста не подходят на эту роль. Её задание – проводить время в постоянной молитве – ночью и днём.
Этим Божьим планом не только женщина, лишенная средств к существованию, получает стабильную поддержку, но, что ещё лучше – вся церковь получает благословение в виде постоянной молитвы, восходящей к Божьему трону! Это порождало сильные партнёрские отношения. Не только нуждающаяся женщина получала необходимую финансовую поддержку, но и сама она так же получала великую цель для оставшихся дней её жизни. Ей предоставлялась очень важная привилегия.
Ух! Подумать только, какими были бы наши церкви, если бы у нас были апостолы, которые начинали новые церкви среди новых народов, и при этом, церкви имели поддержку молитвенных воинов, которые непрестанно молятся о них – днём и ночью! Я не могу себе представить лучшего способа использования ресурсов Царства Божьего. Таким образом, церковь на самом деле вкладывалась бы в духовные шаги по распространению Царства, и мы бы инвестировали в духовую битву при постоянной молитвенной поддержке и ходатайстве. В этом обществе полном лишения, в котором людьми зачастую пренебрегают, как чем-то неценным из-за того, что у них нет образования, квалификации или же по причине того, что они физически неполноценны в той или иной мере, этот принцип мог бы многое изменить. В божьем понимании не существует бесполезных христиан в отставке или на пенсии. Пожилая женщина, страдающая от артрита, которая едва в силах подойти к двери, кода кто-то пришел к ней домой, является чрезвычайно важным служителем, усилия которого необходимы, чтобы разрушать разделяющие людей барьеры, разбивать духовные твердыни и освобождать скованных грехом людей. Она живёт и чувствует в этом своё призвание, а церковь, поддерживает её в этом финансово. Я понимаю, почему Сатана старается лишить наши церкви людей с подобного рода функциями. Ему намного легче, если мы наймём на ставку человека, который бы развлекал нашу молодёжи и присматривал за ней, в то время, как взрослые люди общаются или учатся. Может ли так случиться, что Сатана больше обеспокоен духовными последствиями влияния этой престарелой молящейся вдовы, чем влиянием высоко образованного профессионального пастора?
Павел очень чётко говорит в этом отрывке о том же, что он излагал и в Первом послании Коринфянам 9, а именно, что никакая роль в церкви не должна тяготить её если она призвана помогать церкви (стих 16). Мы привыкли видеть пасторов, обремененных церквями, однако Павел всё воспринимал с точностью до наоборот.
Особая честь проповедникам и учителям. Павел продолжает, упоминая об «особой чести» по отношению к старейшинам, в частности тем, которые трудятся в слове – учат и проповедуют. Я всей душой за то, чтобы чести и даже особой чести были удостоены все те благочестивые старейшины, которые пасут, наставляют и учат церкви. Однако мне тяжело толковать и воспринимать «особую честь» как полную ставку и льготы. Мы используем слово «гонорариум» основываясь на этом отрывке из Нового Завета. В таком случае, когда мы даём выступающему спикеру некое финансовое вознаграждение за его труд, я думаю, что это больше похоже на то, о чём говорил Павел в данном отрывке.
Честно говоря, Павел ссылается на отрывок, который свидетельствует о том, что «трудящийся достоин вознаграждения», который является цитатой, как из Ветхого Завета, так и цитатой слов самого Иисуса. Однако, скорее всего речь шла об оплате за труд, совершенный человеком в тот же день, а не о том, чтобы определить человеку ставку на следующий год. Нам несомненно необходимо быть щедрыми в том, чтобы делиться всяким добром с теми, кто наставляет нас (Гал. 6: 6), однако цель этого всегда заключается в укреплении церкви, а не в том, чтобы высосать из неё силы. Я так же уверен, что наш подход ограничен и лишен всякого творчества, если мы думаем, что с нашими учителями, которые нас хорошо наставляют, мы должны делиться лишь своими финансовыми благословениями.
Я думаю, что принцип Нового Завета заключается в том, чтобы уполномочить служащего, чтобы тот мог восполнить конкретную нужду, существующую в церкви. Я так же думаю, что служитель должен участвовать в служении ещё до того, как он получит признание и почтение, а не дожидаться особого утверждения в некой особой должности, перед тем как приступать к восполнению существующих нужд.
Как же быть с пасторами? Должны ли мы оплачивать пасторов, чтобы те пасли церковь? Ведь так много благочестивых людей останутся без средств к существованию, если мы перестанем это делать. Так много людей потратили много денег и обзавелись большими долгами, только лишь для того, чтобы подготовить себя к профессиональной пасторской деятельности. Что случится со всеми намерениями и вкладами этих людей, если мы перестанем платить пасторам?
Масштабы обсуждения этой статьи не позволяют нам дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. Однако должен сказать следующее: именно в контексте пасторской заботы наш Господь Иисус делает различие между истинными пастырями и наемниками. Если вы не готовы заботиться о стаде без оплаты, то вы наверняка не квалифицированны в достаточной мере, чтобы это совершить за деньги. Если вы не готовы полагать свою зарплату за овец, то вы, наверняка, и не готовы полагать за них свою жизнь.
В контексте жизни органической церкви, когда в церкви меньше людей, когда отношения более близкие и умножение происходит быстрее, нет нужды оплачивать кого-либо в роли пастора. Требования к совершению служения остаются достаточно низкими, и в такой обстановке пасторская забота о 10 – 20 людях может осуществляется без необходимости в оплачиваемом служителе. В этом контексте всё тело более склонно мобилизовать усилия для служения и заботе о его членах, такое служение не зависит только лишь от усилий одного человека.
И хотя идея нанять человека для работы в церкви не является сама по себе греховной, я убеждён, однако, что зачастую это не лучший способ распоряжения божьими ресурсами. Это попросту позволяет нам больше вкладываться в поддержание наших слабостей и только лишь питает процесс разделения церкви на духовенство и прихожан, - что само по себе чуждо Новому Завету. Великое множество помазанных, недооцененных и незадействованных служителей просиживает на скамьях церквей каждое воскресенье. Некоторым из них уже под 70 – они на пенсии и ощущают себя абсолютно бесполезными, попросту ожидаясь своего времени отправиться домой. Возможно, пришло время взглянуть на церковь в другом свете и начать задавать себе честные и важные вопросы.
Нэил Кол
Лонг Бичь, Калифорния
Декабрь, 2001
Написать комментарий
О нашем сайте
По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.
Подробнее...
КомментарииComments (0)