Что касается роли женщины в церкви. Часть 2
Что это было за "молчание"?
Внимание к контексту, историческому, социальному, поместному, и духовному - является очень важным, когда мы хотим найти правильное толкование места Священного Писания. Так давайте же посмотрим на ближайший контекст первого "ограничивающего места Писания"- которое находится в 1 Кор. 14:29-35:
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый МОЛЧИ. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да МОЛЧАТ, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему НАУЧИТЬСЯ, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
Есть несколько вещей, которые необходимо рассмотреть здесь.
Первое, это то, что Павел уже воодушевлял женщин молиться и пророчествовать ранее в этом послании (1 Кор.11:5)
Второе, это то, что Павел воодушевляет всю церковь действовать в главе 14. Он пишет, "Ибо все один за другим можете пророчествовать" (ст.31) и " Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение..." (ст.26). (Утверждать, что эти увещевания не включают женщин, - смехотворно. Это все равно, что предположить, что церковь не включает женщин, и Новый Завет написан только для мужчин!)
Поэтому, если бы Павел внезапно сказал, что женщины никогда не должны говорить ни слова на церковной встрече, то тогда он бы полностью противоречил тому, что только что сам же сказал несколькими предложениями выше.
Богословы Нового Завета выдвинули два сценария, которые легко разрешают очевидное несоответствие. Давайте исследуем каждый из них.
Сценарий 1
Встречи в Коринфе были в чрезвычайном хаосе. Многие из членов говорили на языках одновременно, и никто не толковал то, что говорили. Некоторые пророчествовали совместно. И то, что говорили некоторые из пророков, сильно нуждалось в оценке. Но очень немногие люди делали это.
Некоторые в церкви сомневались в воскресении (1 Кор. 15). Другие считали, что посещение проституток и кровосмешение было приемлемо. По их мнению, так как эти вещи происходили с телом, а не духом, то это были невинные действия (1 Кор. 5-6).
На фоне всего этого, женщины перебивали вопросами тех, кто пророчествовал. Их мотивом было желание учиться. Но фактически они добавляли ещё больше беспорядка к уже и так разладившейся встрече.
В древнем мире было обычно для слушателей прервать вопросами того, кто преподавал. Но это считалось грубым в том случае, если вопросы отражали игнорирование предмета. Нужно сказать, что женщины в первом столетии - не важно, - еврейские или языческие, были необразованными. Любые исключения были редкостью.
Женщины по существу обучались быть хранительницами домашнего очага. Таким образом, для женщины спросить, или подвергнуть сомнению высказывание мужчины публично было очень вызывающей вещью в греко-римском мире. Когда женщины прерывали мужчин вопросами, получалось, что мужчины допрашивались их социальными подчиненными. Следовательно, это считалось "неуместным".
В 1 послании Коринфянам, 14 главе, Павел имеет дело со всем этим беспорядком. Сначала, он имеет дело со злоупотреблением и неправильным употреблением языков, и предписывает инструкции для их надлежащего использования (1 Кор. 14:1-28). Затем он переходит к предмету произнесения и оценки пророческих слов (1 Кор. 14:29-34).
Так начиная со стиха 14:29, Павел перемещает своё внимание на пророков и на их роль в церкви. Он говорит коринфянам, что когда кто - то пророчествует, они не должны делать так, что бы в то же самое время кто - то еще говорил. Вместо этого те, кто пророчествует, должны делать это по очереди.
Именно в пределах этого самого контекста Павел переключается на сестёр и говорит, что, если они не понимают пророческое слово, они должны спросить своих мужей об этом конфиденциально. Их обучение должно произойти дома, а не на встрече. Такая встреча - это не сессия вопросов и ответов.
А теперь, учитывая всё вышесказанное, давайте посмотрим на этот отрывок ещё раз:
Если же они хотят чему НАУЧИТЬСЯ, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене ГОВОРИТЬ в церкви.
Заметьте бесспорную связь между "изучением" и "говорением". Таким образом, единственный вид речи, который Павел ограничивает в этом месте Писания, - это задавание вопросов. Оба вида вопросов - ведущие вопросы и вопросы на основании невежества.
Также весьма возможно, что сестры задавали вопросы собственным мужьям, оценивая их пророческие слова лично и остро. Павел не хочет, чтобы там были любые внутренние споры на встречах, и, таким образом, он просит, чтобы женщины расспрашивали своих мужей дома.
В любом случае, предписание Павла для женщин "соблюдать тишину" не обладает абсолютным смыслом. Это - корректировка определенной проблемы. Контекст подтверждает это. Вместо того, чтобы публично требовать объяснений, женщины должны были учиться у своих мужей дома. Однако, если разговор на встрече назидает церковь, они были свободны говорить (1 Кор. 11:5; 14:26, 31).
Чтобы усилить прецедент, в этом стихе использовано греческое слово "тихий" - sigao. Оно означает поддерживать временное перемирие. Слово имеет такой смыл, - быть тихим, слушать то, что другой хочет сказать. Павел использует то же самое слово и два других раза в главе 14.
Он сначала говорит, что человек, говорящий на языках должен быть тихим (sigao), если нет никакого толкователя (ст. 28). Означает ли это, что тот, кто говорит на языках, никогда больше не должен говорить на встрече? Конечно, нет.
Павел использует то же самое слово снова, когда он говорит, что, если человек прерывает кого - то пророчеством, то первый из говорящих должен умолкнуть (sigao) - и таким образом позволить другому человеку вставить его слово (ст. 30). Означает ли это, что пророчествующий человек никогда не должен снова говорить на встрече после того, как он был прерван? Конечно, нет.
Точно так же, если у сестры возникает вопрос на протяжении церковной встречи, то она должна быть тихой (sigao). Таким образом, она должна хранить свой мир и уступить трибуну человеку, который говорит (ст. 29-34). Означает ли это, что сестры никогда не должны говорить на встрече? Конечно, нет. Такая идея просто отражает культурное предубежденное против правильного понимания слов Павла. Получилось бы, что Павел абсолютно противоречит самому себе (11:5; 14:26, 31).
Нет, "молчание" имеет здесь очень ограниченное значение. Оно было применимо к тем моментам, когда сестра была смущена чем-то, что было высказано, или когда она открыто бросала вызов пророческому слову. Павел говорил, что в таких случаях, сестра должна хранить свой мир и уступить, и дать возможность закончить мысль тому, кто говорит. После того, она должна была спросить дома об этом у своего мужа. По мнению Павла, это способствовало бы порядку и миру в той хаотической и запутанной ситуации, которая однажды сложилась на встрече в Коринфе (ст. 33).
Несмотря на то, что я не являюсь большим любителем пересказов Библии, я думаю, что перевод Юджина Петерсона как нельзя лучше отражает этот сценарий:
Жены не должны нарушать поклонение, говоря, когда они должны были слушать, и задавая вопросы, которые было бы лучше задать своим мужьям дома... Жены не имеют никакого права использовать время поклонения для неуместного разговора (1 Кор. 14:34-35).
Сценарий 2
В стихе 34 написано "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит". Интересно, что в Ветхом Завете нет закона, который бы призывал женщин к молчанию или ограничению возможности говорить. По-видимому Ветхий Завет говорит как раз наоборот. Например, Псалом 67:12 говорит, "Господь даст слово: провозвестниц великое множество".
К какому же закону апеллирует здесь Павел? Впечатляет то, что заглушение женщин было еврейским постановлением в древнем мире. Это пошло из Талмуда, который был еврейским устным законом в течение того времени, когда Павел писал своё 1 послание Коринфянам. Согласно Талмуду, женщинам не разрешалось говорить на собрании или даже задавать вопросы. Давайте посмотрим на следующие цитаты из Талмуда.
Голос женщины запрещен, потому что он является сексуально провокационным. (Талмуд, Berachot 24a)
Женщины являются сексуально соблазнительными, стоящими ниже по развитию, социально мешающими, и духовно отделенными от закона Моисея; поэтому, пусть будут тихими. (Резюме Талмудических высказываний)
Это - позор для женщины, если ее голос слышится среди мужчин. (Талмуд, Трактат Kiddushin)
Голос женщины - грязная нагота. (Талмуд, Berachot Kiddushin)
В свете вышеупомянутого, отрицательные слова о женщинах в 1 послании Коринфянам 34-35, возможно, не были словами Павла вообще. Вместо этого он, возможно, процитировал тех в коринфской церкви, кто основывал свой взгляд (на положение женщины) на Талмуде. Талмуд учил, что женщины не могли говорить на собрании, и добавлял, что их голоса были позором, т.е. те самые вещи, которые мы читаем в стихах 35 и 36.
Это также подтверждается в стихе 36, где Павел восклицает, "Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?" Слово "разве" указывает на то, что Павел не был согласен с цитатой в стихах 34 и 35.
Мы знаем, что различные проблемы и вопросы стали известны Павлу из письма Коринфян к нему (1:11; 7:1, 25; 8:1; 12:1). Повсюду в 1 послании Коринфянам, Павел цитирует высказывания некоторых в церкви, а затем отвечает на их аргументы (6:12, 13; 7:1; 10:23).
Если кавычки помещены вначале и в конце стихов 34 и 35, то тогда очевидное противоречие между поддержкой Павлом женского участия, и затем его очевидного заглушения, - разрешено. Давайте прочитаем текст, имея ввиду этот сценарий.
Вот - позиция некоторых из Коринфян, как их цитирует Павел:
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. (1 Кор. 14:34-35).
Вот - опровержение Павла:
Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? (1 Кор. 14:36).
Френк Виола
{mos_fb_discuss:2}
Написать комментарий
О нашем сайте
По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.
Подробнее...
КомментарииComments (0)