Что касается роли женщины в церкви. Часть 3

Что касается роли женщины в церквиОткрытое письмо (исправленное)

Что это было за "учение"?

Давайте теперь обратим наше внимание на другое "ограничивающее место Писания".  Прежде, чем мы начнём рассматривать этот текст, важно понять, что 1-ое и 2-ое Послания Тимофею - это уникальные письма. Павел пишет их своему ученику, которого он знает уже в течение приблизительно пятнадцати лет.

Такая коммуникация  между двумя близко привязанными друг ко другу людьми - известна как "глубокий контекст". Это просто означает, что у автора есть очень глубокое понимание того, как адресат воспринимает любое специфическое утверждение, которое он делает.

Позвольте мне пояснить это.


Поскольку Павел имел близкие отношения с Тимофеем, то он точно знал, какие вещи Тимофей поймёт, и, поэтому, он мог сказать их ему . Его утверждения носили специфический характер, который Тимофей хорошо понимал.

Предположим, например, что я написал письмо одному из моих сотрудников. И в письме я сделал утверждение об "апостольском приоритете." Другие люди, которые прочитали бы это письмо, не поняли бы то, о чем я говорил. Но для моего сотрудника всё  было бы ясно, потому что мы уже имели несколько личных бесед, обсуждая это.

Точно так же можно сказать, что 1-ое и 2-ое послания  Тимофею - очень трудные для толкования письма, потому что они буквально полностью состоят из утверждений "глубокого контекста". Это такие утверждения, которые имеют контекст, в который только Павел и Тимофей были посвящены.

Поэтому, лучшее, что мы можем сделать, - это попытаться соединить все части вместе, чтобы восстановить точную ситуацию, в которой Тимофей находился в Ефесе. Учёные - лингвисты и историки открыли несколько фактов, которые проливают свет на стихи, которые мы рассматриваем. И это хорошо согласуется, с тем, что мы можем раскрыть читая письмо зеркальным методом (2).

Соединяя все факты,  мы получим следующий сценарий: предсказание Павла о церкви в Ефесе всё-таки осуществилось. Пятью годами ранее он предупреждал старейшин Ефеса, что волки проникнут в церковь и увлекут за собой учеников извращенными учениями (Деян 20:28-30).

Теперь волки появились. Таким образом Павел призывает молодого Тимофея сражаться с их извращенным учением (1 Тим. 1:3-7; 6:3-5). Так как Тимофей хорошо знал о ереси, Павел не должен был объяснить это подробно. Однако, оказалось, что это был своего рода прото-гностицизм.

Гностицизм был ересью, которая появилась во втором столетии. Гностики учили, что полное спасение происходит через специальное знание (гносис), и что только  посвященные  обладают этим знанием. То, против чего Тимофей боролся в Ефесе, кажется, было только эмбриональной формой этой ереси. (Павел, похоже, обращается к этой ереси, когда говорит Тимофею, - "...отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания "-1 Тим 6:20.)

Согласно ложному учению запрещались есть мясо и вступать в брак (1 Тим. 4:1-3). Также в него были включены мифы о Законе (1 Тим. 1:4-7). Мы знаем из исторических отчетов, что гностики извратили порядок сотворения. Ева рассматривалась как посредник и искупитель (сравните с утверждением Павла в 1 Тим. 2:5). Она якобы существовала ещё до Адама. Человек начал существовать из-за женщины, и он получал просвещение через женщину. Так как Ева была первой, кто вкусил от древа знания (добра и зла - прим. пер.), то она рассматривалась как носитель специального духовного знания (gnosis).

По этой причине, те, кто принял эту ересь, предпочитали лидерство женщин над мужчинами. Эта ересь учила, что женщины могли все еще вести людей к просвещению gnosis, которое было представлено древом знания. Далее предполагалось, что искупление полностью изменило результат грехопадения так, что мужчины больше не были подчинены земным властям, и женщины больше не были подчинены своим мужьям.

В то время как учителя мужчины учили этой доктрине (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 2), это также нашло благодатную почву среди женщин в церкви (2 Тим. 3:6-9). И что хуже всего, это то, что их дома составляли сеть, по которой ложное учение распространилось очень быстро (1 Тим. 5:13-15; 3).

Добавьте к этому то, что главная религия в Ефесе, которая имела наибольший храм, была исключительно женским культом. Священники, которые служили в храме Артемиды (Диана),  все были женщинами. Они управляли религией и держали своих мужчин в подчинении. Это мышление начинало понемногу влиять и на церковь в Ефесе. В результате некоторые из женщин начинали действовать властно и пытались захватить контроль над мужчинами. Они восприняли эту ересь и такое отношение, которое из этой ереси следует. И они начали распространять эти идеи на собраниях. Короче говоря, женщины пытались захватить власть в церкви ложной доктриной. Это, как я верю, и является причиной, которая  побудила Павла написать следующий стих:

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1Тим.2:11-14).

Поразительно обнаружить, что есть семь параллельных слов, которые появляются и в этом тексте и в 1 Коринфянине 14:34-35. Два из них: учиться и безмолвие. Это имеет не малое значение.

В обоих местах, слово учиться, переведено с того же самого греческого слова:

1 Тимофею 2:11: "женщина да УЧИТЬСЯ (manthano) в безмолвии со всякой покорностью."

1 Коринфянам 14:35: "Если же они хотят чему НАУЧИТЬСЯ (manthano), пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих. "

В Послании к Тимофею, Павел говорит, что сестры в Ефесе должны учиться в тишине и полном безмолвии. Почему? Потому что они были дезинформированы.

Греческое слово, которое переведено словом безмолвие в этом стихе - hesuchia, и это означает временную тишину, как, например, уступить трибуну, чтобы позволить кому - то еще говорить. Это также имеет оттенок значения - слушать с прилежным вниманием. Это - то же самое слово, что используется в Деян 22:2, "Услышав же, что он (Павел) заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли (hesuchia)."

В действительности, 1 Тим 2:11 - та же самая инструкция, что Павел дал сестрам в Коринфе. А именно, женщины не должны разрушать встречу вопросами и вызовами. На встрече, они должны учиться в безмолвии.

Таким образом первая вещь, которую Павел говорит Тимофею,  - "Пусть сестры прекратят задавать направляющие вопросы, которые  бросают вызов братьям. Вместо этого позвольте им быть в смирении и учиться с прилежным вниманием."

Но затем, Павел, основываясь на этом пункте говорит, что сестры не должны учить братьев (1 Тим. 2). Греческий оригинальный текст проливает больше света на этот вопрос. Суть заключается в  том, что здесь используется активный залог. По этой причине, это место может быть переведено так: "я теперь не разрешаю женщине учить..."

Ученый, специалист по  Новому Завету Бен Витэрингтон пишет, "В нашем исследовании 1 Тим 2.8-15, мы не находим никакого универсального запрещения женщинам говорить в церкви, скорее здесь автор имеет дело с серьезными проблемами, которые заставляют  его запрещать женщинам учить и властвовать над мужчинами в Ефесе. Мы догадываемся, что это запрещение было ответом женщинам, вовлечённым в ложное учение, и которых кто-то пытался увести  в отступничество... Нет ничего в этом материале, чтобы  предполагало постоянный запрет женщинам участвовать в служении слова. "(3)

Следовательно, Павел не составляет универсальное правило для женщин. Напротив, он имеет дело с очень определенной ситуацией в Ефесе. Он говорит с теми женщинами в Ефесе, которые распространяют ложную доктрину. В результате Павел чувствовал, что они утратили своё право говорить на встречах.

Есть кое-что ещё,  чтобы нужно было рассмотреть. Тимофей знал Павла в течение приблизительно пятнадцати лет. Тимофей путешествовал с  апостолом, когда тот был уже в возрасте, в двух миссионерских путешествиях (4). И он посетил все церкви, которые Павел насадил. Если бы Павел универсально запрещал женщинам учить и разговаривать на церковных встречах, с какой стати он должен был бы объяснить это Тимофею опять в этом письме? Тимофей уже знал бы это.

Гмммм...

Но есть кое-что  больше. Павел продолжает, что никакая женщина в церкви не должна "иметь власть над мужчиной." Греческое слово, переведенное как "имеет власть" (или "узурпировать власть", поскольку это стоит в KJV) - authenteo. Это слово используется только один раз во всём  Новом Завете, и именно в этом месте. Примечательно, что Павел не использовал заурядное слово  власть (exousia), которое он использовал в других своих посланиях.

Authenteo - малоизвестный термин. Лучшие авторитеты говорят, что это может означать "осуществлять власть над", или "захватывать власть." Учитывая контекст, второе значение "захватывать власть" должно быть более предпочтительным (1).

После того, как Павел инструктирует Тимофея, что женщины больше не могут учить в церкви, он атакует следующую цель в содержании этой ереси:

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; (1Тим.2:13,14).

Здесь Павел разъясняет, что Ева не существовала до Адама. Он также заявляет, что именно Ева заслуживала порицания. Именно она была обманута - точно так же как и женщины в Ефесе. Во всех своих других письмах Павел всегда вешает грехопадение на шею Адама. Но учитывая эту специфическую ситуацию, он устремляет свой взгляд на Еву. И, делая так, он разбивает вдребезги ложное учение, которое распространяли сестры из Ефеса.

Снова повторюсь. Павел не устанавливал универсальное правило, которое запрещало бы всем женщинам повсюду учить на церковных встречах. Это противоречило бы его собственным словам. Обратите внимание на следующее:

* В 1 Коринфянам, Павел заявляет много раз, что женщины могут пророчествовать в церкви (1 Кор. 11:5; 14:26, 31). Пророчество содержит обучение, поскольку Павел пишет, "Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. " (1 Кор. 14:31).

* Все христиане, включая сестер, должны научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями (Кол. 3:16).

* Проявление Святого Духа, которое включает пророчество, слово знания, слово мудрости, дается целой церкви для общей пользы (1 Кор. 12:1-12). И эти дары должны функционировать на церковных встречах (1 Кор. 14). Бог дарует все духовные дары и  мужчинам и женщинам без различия пола. Нет такой вещи как специальный духовный дар для определённого пола.

* Автор Послания к Евреям говорит целой церкви, включая и сестер, что смотря на их духовный возраст, всем им уже  должно быть учителями (Евр. 5).

* Автор Послания к  Евреям также поощряет целое собрание, братьев и сестер, увещевать  друг друга, когда церковь собирается (Евр. 10:24-25).

Снова скажу, стих 1 Тимофею 2:12 не должен браться как общее утверждение, что женщины не могут служить в церкви, когда мужчины присутствуют. Верить этому значило бы противоречить  Новому Завету. Сестры тогда должны были бы прекратить пророчествовать, увещевать, свидетельствовать, и проявлять духовные дары - всё то, что Павел поощряет проявлять.

Полный контекст 1 Послания Тимофею указывает на то, что ложное обучение было в стадии развития, и сестры в Ефесе содействовали этому.

Итак, опять, я думаю, что Юджин Петерсон очень точно ощущает   красоту вести  Павла в этом месте Писания. Он также проливает свет на стих 15 - который является одним из наиболее озадачивающих стихов во всем Новом Завете:

Я не приветствую чтобы женщины брали верх и говорили мужчинам, что делать. Они должны учиться  быть тихими и послушным наряду со всем остальными. Адам был сотворён первым, затем Ева; женщина была обманута первой - наш пионер во грехе! - с Адамом прямо за её спиной. С другой стороны, ее чадородие вызвало спасение, изменяя Еву. Но это спасение относится только к тем, кто продолжает пребывать в вере, любви, святости, собирая всё это в зрелость. Вы можете полагаться на это (The Message).

Суть проблемы и в 1 Коринфянам 14 и в 1 Тимофею 2 - злоупотребление данной Богом привилегией. И в Коринфе и в Ефесе, Павел убеждает сестер уступать братьям в области обучения. Почему? Потому, что они прерывали встречи из-за недостатка духовной зрелости и образования. В Ефесе, они, несомненно, пытались  захватить властью над мужчинами ложной доктриной.

Но гениальность наставления Павла - в том, что женщины могут учиться. Они должны учиться у своих мужей дома, чтобы в конечном счете они переместились на один социальный уровень с мужчинами. В этом отношении, Павел был прогрессивным мыслителем и чемпионом по восстановлению чести женщины в то время, когда понятие мужского превосходства было хорошо закреплено.

Аргументы Павла, поэтому, не имеют никакого отношения к служению. Они скорее имеют отношение к порядку на встречах. Он приводит доводы в пользу надлежащего порядка, там, где существует беспорядок. Он корректирует , а не опровергает, возможность говорить женщинам на собраниях.

Резюме. Павел из Тарса был призван Богом, чтобы освободить мужчин и женщин от рабства Закона. Ирония в том, что некоторые его рассматривают  как нового законодателя. Книжники времён, когда наш Господь ходил по земле, применяли Ветхий Завет безотносительно к местному контексту. Трагически, но такое отношение - все еще с нами сегодня. Современные книжники превратили отдельные стихи Нового  Завета в репрессивные законы без какого-либо учёта местных и временных условий.

В отличие от этого, весть Павла - продвигает радикальную свободу, а не подавление. И эта свобода щедро распространяется на женщин. Поэтому, если наше толкование Павла противоречит его вести о свободе, то это значит, что где-то мы соединили точки неправильно.

Фрэнк Виола

{mos_fb_discuss:2}

КомментарииComments (0)

    December 04 2007

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС