О словах Роуэна Уильямса и идентификации общины верующих

О словах Роуэна Уильямса и идентификации общины верующих

Недавно, на youtube я посмотрел размышления Роуэна Уильямса (Rowan Williams), архиепископа Кентерберийского, одного из ведущих современных богословов, известных русскому читателю по книге «О христианском богословии» (On Christian Theology) о природе церкви. Если попытаться перевести его слова на русский язык, то выйдет приблизительно следующее: «Прежде всего, Церковь – это что-то, что происходит; во-первых – это событие, и лишь во вторых – это институт, во первых - это глагол, и лишь во вторых - это имя существительное». Если бы эти слова были произнесены представителем так называемых «Простых церквей», «Органических церквей» или любой разновидностью «Домашних церквей», то я думаю, что у меня не возникло бы никаких вопросов. Но автор этих слов не принадлежит, ни к одному из вышеперечисленных «видов» церкви. Он глава (архиепископ) англиканской Церкви, состоящей из поместных национальных церквей, и представляющей собой довольно таки институциональную организационную Церковь с ярко выраженной епископальной формой правления.


О словах Роуэна Уильямса и идентификации общины верующих

Недавно, на youtube я посмотрел размышления Роуэна Уильямса (Rowan Williams), архиепископа Кентерберийского, одного из ведущих современных богословов, известных русскому читателю по книге «О христианском богословии» (On Christian Theology) о природе церкви. Если попытаться перевести его слова на русский язык, то выйдет приблизительно следующее: «Прежде всего, Церковь – это что-то, что происходит; во-первых – это событие, и лишь во вторых – это институт, во первых - это глагол, и лишь во вторых - это имя существительное». Если бы эти слова были произнесены представителем так называемых «Простых церквей», «Органических церквей» или любой разновидностью «Домашних церквей», то я думаю, что у меня не возникло бы никаких вопросов. Но автор этих слов не принадлежит, ни к одному из вышеперечисленных «видов» церкви. Он глава (архиепископ) англиканской Церкви, состоящей из поместных национальных церквей, и представляющей собой довольно таки институциональную организационную Церковь с ярко выраженной епископальной формой правления. Для того, чтобы согласиться с таким определением церкви, стоит просто открыть книгу Деяний Святых Апостолов, которая вот так описывает первоапостольскую общину:
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»
(Деян. 2:42-47)

Кто-то может возразить, сказав, что данные стихи вовсе не дают определение церкви, они скорее говорят о том, чем занималась церковь. Я так не считаю, и вот почему. Прежде всего, я думаю, что мы так и не поняли, что пытается сделать Лука. Он как превосходный исследователь, берет группу людей, которая, заметьте, еще не называлась церковью до этого времени, и проводит следующий «эксперимент». Подобно ученому, а он, скорее всего и был таковым, он тщательно тестируют все области жизни, этой «странной» группы людей, анализирует ту активность, которой занимается эта социальная ячейка общества и приходит к потрясающему выводу – оказывается это Церковь. Если в 42 стихе Лука еще как-то абстрактно говорит об этой группе людей, используя местоимение «они», имея ввиду учеников Христа, то уже в 47 стихе, он именует их Церковью. Из этого я делаю следующий вывод: для того, чтобы дать кому-то имя, стоит прежде исследовать ту деятельность, которой занимается тот, кому мы хотим дать имя. Автор книги Деяний оставляет нам прекраснейший пример, заключающийся в том, что группа людей, была названа церковью, только после того, как он убедился, что то, чем занимается эта группа, а именно: постоянно пребывает в учении, общении, единстве, поклонении и евангелизации, действительно может претендовать на имя «церковь». Поэтом, возвращаясь к словам Роуэна Уильямса, напоминаем себе, что «прежде всего церковь – это то, что происходит». Вот еще один пример такой логической последовательности в процессе именования кого-либо или чего-либо, которую поддерживает сам Иисус. Иоанн Креститель посылает к Нему двух своих учеников, которые задают, довольно таки странный вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). Почему вопрос странный? Да потому, что разве не Иоанн был тем, который крестил Иисуса и «увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16) и присутствовал там, когда был глас с небес, глаголящий «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17)? Как же отвечает им, тот, кто притязал на звание Сына Божьего и Царя Израильского?
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:3)

Итак, такая последовательность, наблюдаемая нами у Луки, который, кстати, в отличие от Матфея, когда повествует об ответе Иисуса ученикам Иоанна, добавляет, что «в это время Он (Иисус) многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» (Лк. 7:19), прослеживается и у самого Иисуса. Как мы видим из Матфея 11:3, Иисус не дает прямой ответ - «Да я Тот, который должен придти». Идентификация сына плотника из Назарета, так же, как и идентификация первой общины верующих, заключалась не в том, чтобы бить себя в грудь, провозглашая «Я Сын Божий» или «мы Церковь», а в том, чтобы делами подтвердить свой статус, свое имя. Иисус, на примере лжепророков, предложил следующий универсальный принцип, эдакую лакмусовую бумажку: «итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Это касается всего. Именно по делам, вы сможете узнать, кто ваш ближний («притча о добром самарянине» Лк. 10:25-37). Именно по делам, почему-то, будет определяться, кто будет осужден, а кто будет оправдан Богом («об овцах и козлах» Мф.25:31-46). Не поэтому ли Иаков так много времени уделяет роли дел в спасении человека? «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: 'веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2: 21-26).

Сегодня можно часто слышать разговоры о том, что «Простые Церкви» – не являются церквями, так как их никто не благословлял, на их лидеров не возлагали руки, они не входят ни в какое объединение, у них нет четко выраженной структуры, и тому подобное. Я наблюдаю, что современная логика идентификации христианской общины совершенно противоречит логике, представленной в Новом Завете. Наша логика такова: мы сперва, даем имя, а потом ожидаем, что то, чему мы дали имя, подтвердит его своими делами. К примеру, вы с командой «открываете» церковь в близлежащем селе. Прежде всего, за вас молятся, благословляют, вы придумываете имя церкви, вы проводите евангелизацию, затем приглашаете людей в арендованное помещение. Задумывались ли Вы, на каком из этих этапов группа верующих людей становится новой церковью? Чаще всего, наверное, после молитвы благословения вышестоящих духовников. То-есть группа верующих идентифицируется, как церковь, еще до того, как появляется какая-то практическая деятельность этой группы. Другими словами в данном случае «имя существительное» появляется прежде «глагола».

Я думаю, что сегодня мы сталкиваемся с перевернутым понятием того, что есть церковь. Логика Иисуса была таковой: «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10:25); «верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:38). Все это показывает нам, что перед тем, как дать кому-то или чему-то название (имя существительное), стоит исследовать деятельность именуемого (глагол). Мы часто более озабочены тем, чтобы именоваться церковью, вместо того, чтобы делать дело, которое бы подтверждало, что мы – церковь. Стоит заботиться больше не о том, что о нас думают другие, а как более эффективно выполнять работу, вверенную нам Богом, а идентификация – это второстепенное.

Денисенко А.В.

Английскую версию слов Роуэна Вильямса можно посмотреть здесь:

Archbishop Rowan Williams - What is church?

КомментарииComments (0)

    April 24 2009

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС