Воскресный день

Вместо предисловия.

...Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1Иоан.2:27)

...И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более. (Иер.31:34)

...и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Иоан.6:45)

"Ибо все, водимые Духом Божьим суть сыны Божьи" (Рим.8:14)...и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. (Ис.30:21)


ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ...

Очередное воскресное собрание. Заполнен зал. Звучит краткая призывная молитва, и начинается «священнодействие №1» - прославление и поклонение.

Не нужно быть особо продвинутым, чтобы понять, что нужно делать, что и как нужно петь. Достаточно следить за лидером и делать то, что делают окружающие. Правила усваиваются достаточно быстро. Знакомые песни со словами, спроецированными на экран на стене, лидер постоянно возбуждающий наши эмоции и говорящий и показывающий  что нам необходимо делать: когда хлопнуть, когда поднять руки или крикнуть "Аллилуйя!".

У каждого лидера поклонения есть определенные «коронные фишки», с помощью которых в случае ненадлежащей атмосферы в зале можно «завести» церковь. При этом один глаз лидера полуавтоматически смотрит на реакцию зала, а второй автоматически смотрит на реакцию пастора, так, как  эти две составляющие являются зачастую критериями успешного проведенного служения поклонения.

Все знают, сколько будет песен, сколько быстрых и сколько спокойных, после какой песни будут собирать пожертвования и сколько времени займет служение прославления. Если прославление вдруг затягивается, половина церкви, как по команде, начинает смотреть на часы.

Все очень удобно, чинно, размеренно, красиво  и привычно.

Звучит последний аккорд, молитва и люди садятся на свои места, очевидно  считая, что уже «вошли в присутствии Божье», а возбужденные чувства и взбудораженные эмоции  считая  следствием действия Божьего присутствия.

Отдав должную «жертву хвалы», церковь переходит к «священнодействию №2» - проповеди, которую подавляющее большинство церкви считает наиболее важной частью служения.

Какой самый распространенный вопрос задает вам брат или сестра, которые по какой то   причине, не смогли присутствовать на собрании? Правильно. О чем была проповедь?  Кто-нибудь спросил у вас какое было поклонение? Как действовал Бог на служении? Навряд ли...  Почему? Да потому, что в большинстве своем народ думает, что поклонение - это некая прелюдия к проповеди. Почему? Да потому, что привыкли получать  для себя что-то в проповеди, и ничего не получать в поклонении.

Получить «что-то» в проповеди намного легче, чем в поклонении. Нужно внимательно слушать пастора, а еще лучше, конспектировать проповедь. И не важно, что то, что говорится в ней ты слышал уже NNN раз. Ведь это (по умолчанию)  слово Божье к тебе. А «счастья много не бывает...»

Я знаю одного пастора, у которого есть излюбленный прием. Когда его проповедь становится скучной и затянутой, и он видит, что теряет внимание аудитории, он всегда произносит следующие слова: «Братья и сестры, вы любите Слово Божье?»

«Ами-и-и-инь!»,  разумеется отвечает церковь, ерзая на своих креслах...

Получить для себя что-то в поклонении намного сложнее. Здесь другие подходы. Нужно действительно войти в присутствие Божье. Нужно открыть пред ним в свое сердце. Нужно самому предпринимать усилия. Никто не выложит тебе ничего на блюдечке. Иисус говорил: «кто жаждет - приди ко Мне и пей». Чтобы напиться - нужно как минимум встать с уютного кресла  и придти. Иисус не официант. Он не разносит « воду жизни» между рядами удобных церковных кресел по жестам рук желающих  пить -  эй, гарсон!

Но Мы представляем Его именно таким. Мы считаем, что то, что  мы пришли сегодня в церковь, то что мы в энный раз попели хором и послушали очередную лекцию о том, какой прекрасный у нас Бог, заставит Его бегать с подносами между рядами, утоляя нашу жажду. Мы априори уверены, что то, что мы делаем по воскресеньям в церкви производит на Него неизгладимое впечатление. Мы  уверены, что это - самый лучший образец христианского служения.

Но как много людей в церкви было крещено Духом Святым во время последнего поклонения? Как много больных исцелилось во время последнего собрания? Как много даров Духа излилось на церковь? Как много людей сегодня получили мир в свои сердца, ушли обновленными? Получили реальные ответы от Бога на свои насущные нужды и проблемы? Думаю, что если ответ на эти вопросы будет откровенным, он будет неутешительным.

Мы хорошо научились имитировать атмосферу Божьего присутствия в церкви, воздействуя на эмоции и чувства. Есть отработанные методы и приемы. Когда и они не работают - звучат призывы не полагаться на свои чувства, а верить. Верить в то, что Бог здесь сегодня, не  зависимо от того, чувствуешь ли ты Его присутствие или нет.

Мы ограничиваем действие Бога на служении заранее намеченным регламентом, который  мы не в коем случае и ни при каких обстоятельствах  не нарушим.

В прославлении будут сыграны песни № 12,  № 56 и № 34  и т.д. и именно в таком порядке, потому, что слайды с текстами  уже вставлены в проектор.

Прославление будет идти ровно 25 минут. Именно столько времени отведено регламентом Духу Святому, чтобы наполнить наши сердца, и именно столько отведено каждому члену церкви, чтобы эти сердца открыть и войти в присутствие Божье. Кто не успел - тот опоздал...

Больше нельзя, ибо урезается драгоценное время на проповедь у пастора. А он этого не любит, и лидер прославления получит втык.

А проповедь сегодня будет про Мариамь и сынов Кореевых, т.к. пастору срочно нужно поставить на место слишком самостоятельного и независимого брата, и  нужно подготовить общественное мнение.

Да и вообще, в последнее время вы замечаете, что проповеди строятся по принципу «та же деталь, только вид с боку», и у пастора давно уже нет свежей пищи для церкви. То, что говорится с кафедры «не цепляет».

Но с кафедры гремят слова: « Кто думает, что все это уже слышал и знает, у того признаки духовной гордыни! Сиди, слушай, и думай о себе скромно, по мере веры!»

И при всем при этом, мы при каждом удобном случае не упускаем возможности покритиковать представителей  традиционных конфессий за обрядовость и ритуальность...

Самое печально в этой ситуации, что  она формирует у христиан ветхозаветный образ мышления с примесью язычества.

Объясню. Как в Ветхом завете евреи ходили в Иерусалимский храм, чтобы поклониться Богу, так и мы каждое воскресенье ходим в церковь «поклониться Богу», «встретиться с Богом», «прославить Бога», абсолютно забывая о том, что Он 24 часа в сутки с нами, что Дух Его живет в нас. И  Иисус говорил, что не в храме, не на горе, а на любом месте... Где двое или трое... Зайди в комнату твою, затвори дверь твою... Это уже Новый завет.

Теперь о язычестве.  Писание ставит во главу угла в церкви назидательное общение, как главное условие духовного роста члена общины  1 Ин. 1:7, 1Кор. 14:26 (об этом будет еще сказано ниже)

Но на  воскресных собраниях мы не имеем этого главного условия. И у многих складывается мнение, что сам факт посещения церкви в воскресенье имеет глубокий духовный смысл и оказывает главное влияние на духовный рост. У многих это настолько укореняется в сознании, что любой пропуск воскресного служения воспринимается как личная трагедия.

Иными словами, воскресный поход в церковь становится ничем иным, как основным ритуалом в жизни христианина. От этого уже веет язычеством...

И многие действительно начинают верить в то, что «богослужение» - это прийти в воскресенье в церковь на совместное пение хором и прослушивание проповеди, а общение - это повернуться по просьбе пастора к соседу справа и слева, улыбнуться,  и сказать «Бог любит тебя»...

Ну прямо, как в Америке...  Вопрос «Как дела?» в переводе с американского означает: «Мне наплевать, как у тебя дела, но я обязан с улыбкой спросить тебя об этом»

В церкви на этот дежурный вопрос есть дежурный ответ: «Слава Богу!».

Как дела? (улыбка)  Слава Богу! (улыбка). Вот и чудненько,  вот и пообщались!

Однажды на очередное дежурное  «как дела?» я ответил одному брату - «отвратительно!»

Видели бы вы выражение его лица! Ступор... Длительный.

А в Небесной канцелярии сидит ангел - учетчик и пишет: «так, хорошо, добрый и верный раб, 30.04.2005 г. присутствовал на собрании. Галочку в Книгу жизни...»

14-я глава 1-го Коринфянам. Для нас или нет?

Не секрет, что в Новозаветной церкви дары Духа Святого проявлялись в изобилии.

1Кор.14 написано Павлом церкви в Коринфе, с целью как-то упорядочить применение духовных даров в собрании. Почему это послание так трудно, а если угодно, практически не возможно  приложить к собраниям в наших современных церквях? Не потому ли, что кроме иных языков и упорядочивать-то нечего?

Поэтому стихи 26-33 вообще никак не воспринимаются, как будто и написаны не для нас. Неужели Дух Святой стал скуп на дары? Или современная церковь нуждается в них не так остро, как первоапостольская? Конечно нет. И Павел пишет, что именно в нашем собрании должен быть весь спектр духовных даров: исцеления, пророчества, истолкования, поучения, назидания, а не только иные языки,  проповедь и объявления. А... да, еще сбор десятины...

Ведь у каждого из нас "есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование", потому, что "так бывает во всех церквах у святых".

Павел пишет, что все это уже есть, а не должно быть у нас. Все дело в том, что эти дары не проявляются и не служат к назиданию всей церкви, а тихо загибаются внутри каждого из нас. Почему? Да потому, что так построены наши богослужения.  Они не предполагает проявления личной инициативы верующего в общем собрании.  За каждую часть собрания отвечает определенный назначенный  служитель, на которого и ложится вся ответственность за нее: пастор проповедует, дьякон делает объявления, лидер прославления ведет церковь в поклонении и т.д.

Многие скажут: наш Бог - Бог порядка и устройства. Да, кто бы спорил. Но Бог порядка и устройства никогда не был Богом стереотипов и шаблонов.

Исходя из того порядка проведения наших собраний 1 Кор. 14:26 следовало бы читать следующим образом:

«Итак, что же братья? Когда вы сходитесь, то только у пастора вашего есть язык, есть откровение, есть истолкование. И только у лидера прославления есть псалом.

И только это будет вам к назиданию».

Многие пастора понимают, что «совместное пение хором»,  «совместное прослушивание проповеди», и «приветствую тебя, брат (сестра)» по окончании собрания, не есть то «общение ходящих во Свете», о котором говорит писание.

И тут на помощь приходит «палочка-выручалочка»  -  т. н. домашняя группа.

С кафедры звучит учение о том, что на общем собрании мы прежде всего «поклоняемся Богу» «встречаемся с Богом»,  «получаем слово от Него (через пастора, естественно)», а вот домашняя группа - это место для общения. Идите и «назидательно общайтесь»!

Ну а что получается на самом деле? Я был несколько лет «лидером домашней группы», и могу сказать, исходя из своего опыта, что  люди ведут себя на «домашней группе» так же, как научены вести себя на общем собрании.

Она становится для них «мини воскресным собранием», лидер группы - «мини пастором», который должен произносить «мини проповедь». А перед этим  желательно провести «мини прославление». Они так привыкли. Им так удобнее.  И раскачать их на живое общение очень и очень трудно. И не помогают никакие «ломки льда» и умные брошюрки типа «Как проводить собрания в домашних группах»

Не удивительно, что в конце концов это служение начинает потихоньку загибаться.

В 1 Кор. 14:26 Павел изложил принцип построения ЛЮБОГО собрания христиан, не зависимо от места сбора и количества присутствующих. Думаю, что собрания первых христиан в Притворе Соломоновом не отличались по форме от собраний по домам.

Однажды я беседовал с одним  «свидетелем Иеговы», и меня очень поразила одна деталь.

Я спросит его, как у них проходят служения, кто у них на собраниях проповедует.

Он ответил, что на собраниях у них не читают проповедей. Проповедуют они на улицах. А на собраниях они назидаются, учатся, общаются.

Примечательно, что СИ - самая многочисленная  и самая быстрорастущая секта в мире.

И еще один значимый момент: СИ имеют настоящую библейскую систему управления своими «церквями». У них нет «одного во главе всех».  Их общины управляются советом старейшин из числа самых авторитетных членов. Все важные вопросы решает совет.

Я не привожу этих еретиков в пример христианам. Я просто констатирую факт. Все это написано в Библии.  Они этим принципам следуют и имеют результат - первое место в мире по ежегодному росту  числа адептов.

Помнится, на уроках гомилетики в библейском колледже нас учили: поднял проблему в проповеди - укажи выход, дабы не вводить народ в депрессию.

Ну, прежде  всего, нам  необходимо понять, что в любой церкви с пасторократической системой управления пастор является узурпатором власти. Будь он трижды хороший парень, он присвоил себе то, что ему не принадлежит по Слову. Он возвысил свой дар служения над другими дарами, чего Библия не предусматривает.

Все, что нужно сделать -  это занять пастору свое положение в церкви согласно Библии, наравне с другими дарами служения, и высвободить эти дары в церкви для полноценного служения людям. Это преобразит и оживит церковь, т.к. даст возможность Духу Святому действовать так и через тех, через кого Он считает нужным, а не через наиболее симпатичных пастору людей. Если вы позволите Ему это сделать, то Он Сам даст вам тот образец воскресного служения, который будет угоден Ему и полезен для вас.

Если мы декларируем с кафедр, что Дух Святой является руководителем церкви, давайте верить в это и на деле. Или мы считаем, что Он может вразумлять, направлять только одного пастора, а на большее количество людей у Него сил не хватит, и начнется хаос?

Вспомните Анания и Сапфиру...

Самое грустное, что если мы НЕ дадим Ему это сделать, то Он не будет этого делать. Он очень уважает нашу свободу выбора. В отличие от нас самих. Мы совершенно разучились, а может быть еще и не научились уважать свою собственную свободу во Христе, и до нас еще не дошел смысл слов Павла  «... не делайтесь рабами человеков».

Вадим Сибирский
© 2005

{mos_sb_discuss:2}

КомментарииComments (0)

    September 26 2007

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС