Руководство - Духовное и Христианское

Иисус как в Евангелии Матфея 20:25-28, так и в Матфея 23:1-12 показывает чёткое различие между двумя стилями руководства. Один из них основывается на власти, положении, иерархи, а другой – на взаимоотношении, функциях, и служении. В связи с этим, позвольте мне предположить ту мысль, что данное различие снабжает нас двумя наборами призм, через которые мы можем рассматривать все места Писания, которые говорят об отношениях: призма взаимоотношений и призма власти.
Прежде чем рассмотреть несколько отрывков позвольте мне заметить тот факт, что вопрос отношений никогда не подымается в качестве вопроса, противоречащего идее руководства. Сейчас мы попросту пытаемся рассмотреть функциональный механизм руководства. На каком фундаменте он основывается – на фундаменте взаимоотношений, или же на фундаменте власти?
Стиль руководства Иисуса был основан на взаимоотношениях. «… из них Он выбрал двенадцать человек, которых назвал Апостолами. Эти двенадцать всегда должны были быть с Ним…» Мк. 3: 14
Пример Павла тоже основывался на взаимоотношениях. «… мы … были нежны с вами, подобно тому как кормилица нежно заботится о своих младенцах…» 1-е Фес. 2: 7-12.
Павел, обращаясь к блюстителям в Ефесе говорит: «среди которых (не над которыми) поставил вас Господь…» Деян 20: 28
Один знаменитый стих используется для того, чтобы навязывать взгляд на руководство сквозь призму власти, и находится он в Послании Евреям 13: 17… «Слушайте ваших руководителей и подчиняйтесь им…» Однако, если рассмотреть этот отрывок внимательнее, придется признать, что слово, использованное в этом стихе для описания подчинения, вовсе не является военным термином, означающим беспрекословное подчинение. Здесь используется фаза, которую было бы правильнее перевести как: «позвольте вас убедить…».
Эта основополагающая идея в Писаниях зиждется на взаимоотношениях. Поскольку речь в этом отрывке идёт о людях зрелых, людях с характером, подражающим Христу, позвольте им убедить вас, примите их убеждения.
Для тех из нас, кто стремится к насаждению простых органических церквей, наши отношения не должны противоречить и другим ключевым ценностям простых церквей:
Наше руководство не должно противоречить практике «позволения» Христу быть нашим лидером.
Еф. 1:22
Стиль руководства не должен противоречить практике священства всех верующих.
1-е Петра 2: 9
Стиль руководства не должен противоречить практике встреч с участием всех верующих.
1-е Кор. 14: 26
Стиль руководства не должен противоречить ключевой цели и практике воспитания учеников.
Матф. 28:17-20
Так какой же набор призм – призмы взаимоотношений или призмы власти – будет наилучшим образом подходить к упомянутым ценностям? Я полагаю, что это призма взаимоотношений. Функциональное руководство – это единственный стиль руководства, который не противоречит всем этим ценностям. Иисус, а не кто-либо из людей, является главой Церкви. Все мы – священники. Разделение на духовенство и прихожан не является библейским. Равно как и та идея, что прихожане в церкви чаще всего являются пассивными наблюдателями происходящего священнодействия. Да и как вообще мы сможем выращивать учеников, не имея с ними отношений?!
К сожалению, иерархическая модель управления слишком часто воспринимается и преподаётся как библейская. Троица, церковь, и семья рисуются в свете иерархии власти, а не в цветах взаимного подчинения и взаимоотношений любви. Иерархия часто используется с целью наведения порядка, сохранения послушания, унижения других, насаждения социального неравенства и сохранения интересов привилегированного руководящего меньшинства, и пр. Это происходит во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, когда мужчина превозносится над женщиной; когда бедный подчиняется богатому, прихожане – духовенству и т.д.
В конечном счёте, именно наше понимание Бога и Его природы и будет определять нашу идею руководства. Является ли Бог законодательной властью, постоянно порождающей правила и законы, которым мы обязаны в страхе повиноваться, или же Он – любящий Бог, ищущий отношений с нами, отношений, в которых послушание является результатом?
Здравое руководство всегда строится на отношениях, исполнении Духом, уподоблении слуге, который защищает, заботится и направляет (обучает). Не здравое руководство иерархично, и зачастую «играет роль Бога», отстаивает права руководителя, пользуется привилегиями положения, контролирует других посредством законов и правил, превозносит роль лидеров.
Через какую призму мы станем рассматривать вопрос руководства? Через призму взаимоотношений или же через призму иерархии власти?
Квалификационные требования к руководителям не изменяются и не ставятся под сомнение при их рассматривании сквозь призму взаимоотношений. Эти требования всегда остаются прежними.
Заключительная мысль, касательно роли блюстителей или старейшин, которой нам с вами стоит поучиться. Слова «учить» в их контексте зачастую означают «побуждают к обучению». В связи с этим хочу заметить, что обучение посредством взаимоотношений и всеобщей вовлечённости это и есть та среда, в которой люди могут принимать активное участие в обсуждении идей, концепций, и информации, и эта среда является куда лучшей нежели столь распространенная практика передачи информации из записной книжки одного человека в записную книжку другого без прохождения её через умы и сердца слушающего, а иногда и самого передающего.
Опять-таки, призма взаимоотношений показывает нам наилучшую действенность и является наилучшим способом для человека учиться и следовать выученному в послушании.
Большинству из нас чаще всего приходилось действовать в рамках системы, ставящей власть в основу руководства. Пример Иисуса должен привести нас к пониманию руководства основанного на взаимоотношениях, в котором Его жизнь является нашим главным примером.
Благословений вам в ваших поисках!
Ричь Коррелл
Написать комментарий
О нашем сайте

По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.
Подробнее...
КомментарииComments (0)