Лидерство в Новом Завете


footwash.jpg Некоторые церкви управляются одним человеком (его называют пастор, папа или архиепископ); возможно, такие церкви могут быть названы как слегка «диктаторские». В других церквах власть принадлежитвсей общине. Решения принимаются большинством голосов при голосовании и это может означать «демократию». Наконец, много церквей функционирует под руководством нескольких пресвитеров. Какая же система та самая, которую Бог определил для Своего Тела?

Фактически, Новый Завет специально не дает нам указаний о какой-либо конкретной форме правления церкви. Хотя некоторые определенные принципы очевидны в Писании. Определенный взгляд на важность этих принципов выразили Фи и Стюарт в своей книге «Как читать Библию и видеть всю ее ценность». Они пишут: «до тех пор, пока Писание не говорит явно о том, что мы должны определенным образом делать, то тогда нет нормативного правила для этой ситуации». Проблема в этом смысле состоит в том, что Библия явно говорит нам, что мы должны следовать за апостольскими образцами, примерами, и традициями (1Кор4:16-17; 11:1-2; Фил.4:9; 2Фесс2:15). Каков же тогда образец правления церкви Нового Завета?


Все согласны в том, что Господь Иисус есть Глава церкви (Кол 1:15-20). Таким образом, церковь, в конечном счете, есть диктатура (или теократия), управляемая Христом, через Его написанное слово и влияние Святого Духа (Ин 14:25-27; 16:12-15; Деян 2:42; Еф 2:19-22; 1 Тим 3:14-15). Куда ведет линия власти в организованной таким образом  системе, где есть Глава? Обращаясь к «пресвитерам» Ефесской церкви, Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян20:28).

Термины «блюстителями» и «пасти» определенно наводят на мысль о контролирующем положении. Затем, обращаясь к Тимофею с описанием квалификации для пресвитеров, Павел спрашивает: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1-е Тим 3:5). Здесь опять предполагается управляющая роль пресвитера. Петр просит пастырей (англ. пресвитеров): «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним …»(1Пет 5:2); снова пресвитеры показаны  как лидеры. 1Тим 5:17 указывает на пресвитеров, которые начальствуют: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». 1Фес 5:12 просит братьев «уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас…».

В Евр 13:7 указывается: «Поминайте наставников ваших (Помните начальников ваших - в ред. Кассиана)». В Евр 13:17 читаем: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязаные дать отчет». Все это указывает, что существует человеческое лидерство в церкви. Этих лидеров Писание чаще всего называет словами: «пресвитеры» (рус. старейшины) и «епископы».

Если рассматривать разницу между терминами "пресвитеры", "епископы" и "пастыри" (пасторы), то, исследуя Деян 20:17, 28-30; Тит 1:5-7; и 1Пет 5:1-3, можно утверждать, что все эти слова - близкие синонимы. Т.е. все три понятия относятся к одному и тому же человеку. Любое современное различие между ними просто искусственно и не имеет никакого библейского основания. Тогда возникает другой вопрос: должен ли  быть один , или несколько пресвитеров в одной церкви, или же несколько церквей должно приходиться на одного пресвитера? В Деян 14:23 Павел и Варнава рукоположили пресвитеров «каждой церкви» (см. также Иак 5:14). Библейское свидетельство, кажется, поддерживает множество пресвитеров в каждой церкви. Хотя иногда замешательство возникает и с новозаветным образцом существования нескольких пресвитеров для каждой церкви. Глядя с перспективы Нового Завета, в каждом городе была только одна церковь!

Так в Деян 8:1 упоминается «церковь в Иерусалиме», далее - Павел писал к «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2) и к «церкви Фессалоникской» (1Фес 1:1).

Иисус сказал Иоанну написать церкви в Ефесе, церкви в Смирне, церкви в Пергаме, и т.д. (Отк 2:1,8,12,18; 3:1,7,14). Таким образом, говоря языком Писания, есть всего лишь одна церковь в Атланте, одна в Чикаго, одна в Канзас-Сити и т.д. Церкви собирались в разных домах в каждом городе, но все они входили  в одну общую городскую церковь (Рим 16:5; 1Кор 16:19; Фил 2; Кол 4:15). В своей книге «Нормальная христианская церковная жизнь» Вочман Ни делает такое замечание: « в Слове Божьем мы видим, что ни одна церковь не простирается за пределы территории города». Когда говорится о большой географической области, Библия использует слово «церковь» во множественном числе. Например: «и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян 15:41), «Приветствуют вас церкви Асийские» (1Кор 16:19), «церквам Македонским» (2Кор 8:1), «церквам Галатийским» (Гал 1:2), «Церквам Христовым в Иудее» (Гал 1:22) и т.д. Таким образом, в Новом Завете нет ничего похожего на национальную церковь, на региональную церковь; там просто городские церкви и домашние церкви. Единственная причина для границ между церквями это их географическое расположение. Конечно, указывается и вселенская церковь (Еф1:22-23; 3:10,21; 5:23-32; Кол1:18), к которой принадлежат все верующие всех времен, но вселенская церковь духовная и невидимая, без вселенской земной организации. Исследование Нового Завета показывает, что хотя все церкви объединены под главенством Христа, не было никакой внешней церковной организации, объединяющей их. Участвуя в добровольном сотрудничестве, каждая церковь была автономна. Были сильные внутренние связи, утверждающие духовную принадлежность к жизни в Господе. Имея независимость от внешнего руководства, они были взаимозависимы друг от друга (см. например 2Кор 8-9). Тогда возникает следующий вопрос: множество пресвитеров городской церкви вели церковь как одну общую, или  каждую домашнюю церковь в отдельности? В том, что пресвитера трудились вместе ясно из 1Тим 4:14, но нет ни одного указания на географическое распространение их власти.

В Фил 1:1 и в Тит 1:5 делается намек на общегородское пресвитерство, но трудно говорить об этом окончательно. Так как в Писании это не определено, кажется, у нас есть свобода создать группу пресвитеров в любой, необходимой нам, комбинации (внутри каждой домашней  или общегородской церкви). Очевидно, что Новый Завет против любого «театра одного актера», в пользу группы братьев, ведущих церковь, подотчетных друг другу, ответственных друг за друга, подчиненных друг другу, и живущих во взаимозависимом служении. Вышеперечисленные ссылки на коллективное правление  пресвитеров, взятые в отдельности, могли бы легко привести к неправильному представлению о том, как правление пресвитеров должно действовать. Но есть еще больше материала для рассмотрения. Поразмышляйте над этапами церковной дисциплины в Мтф 18:15-17, относительно процесса общецерковной дискуссии (также см. 1Кор 5:1-5; Гал 6:1). Указывается, что вся церковь участвует в принятии решения по поводу применения наказания. Также видно, что лидеры не уединялись специально для выработки проектов решения для общего собрания, и они не принимали самостоятельных решений о наказании. Это было всеобщим решением. На этот корпоративный процесс указывает и Деян 1:15-26. Апостол Петр возложил на всю церковь бремя решения вопроса - найти замену на место Иуды. В Деян 6:1-6 апостолы, «созвав множество учеников», просили их выбрать администраторов для церковной системы восполнения нужд. Оба эти примера указывают на участие всей общины. Павел писал ко «всем» святым в Риме, и не отмечал специально пресвитеров. Послание к Коринфянам адресовано ко всей церкви (1Кор 1:2 и 2Кор 1:1). Опять, нет никакого акцента на пресвитеров. Приветствие в Гал 1:2 сфокусировано на «церквах» в Галатии. Послание не было адресовано лидерам церкви. «Святые в Ефесе» (Еф 1:1) были получателями обозначенного письма. В Фил 1:1 святые упоминаются наравне с епископами и диаконами. В Кол 1:2 приветствие адресовано «находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе». Все это указывает на то, что пресвитеры сами по себе  тоже были овцами.

Пресвитеры были частью церкви, как целого. Не было никакого различия между священниками и прихожанами. Такой же недостаток ударения на лидерстве виден и в 1Фес 1:1; 2Фес 1:1; Иак 1:1; 1Пет 1:1; 2Пет 1:1; 1Ин 2:1,7 и в Иуд 1:1. Очевидно, что книга к Евреям была написана к группе верующих, и автор лишь в последней главе просит их: «Приветствуйте всех наставников ваших»( Евр 13:24). Он даже не приветствует лидеров непосредственно. В Евр 13:17, верующих поощряют «повиноваться» лидерам в церкви.

Интересно, что на месте слова «повиноваться» в греческом языке  стоит необычное в данном случае слово. Это слово peitho, которое здесь используется, буквально означает «убеждать». Таким образом, текст Евр 13:17 буквально означает следующее: «позвольте быть убежденными вашими наставниками». Этот же самый стих говорит верующим «быть покорными» лидерам их церкви. Обычное греческое слово для слова «покоряться» здесь не используется. Вместо него автор использует hupeiko, что означает «уступать» и «поддаваться». Таким образом, Божья паства здесь призывается к тому, чтобы быть «убеждаемой» своими пастырями. В процессе происходящего обсуждения и учения, паства «убеждается»(peitho) своими лидерами. Бесприкословное армейское подчинение в Новом Завете, как взаимоотношения между лидерами и церковью отсутствует! Конечно, бывает время, когда кто-нибудь в церкви не может быть «совершенно убеждаем» в чем-нибудь, и возникает тупиковая ситуация. Тогда необходимо пробить затор - община должна «уступить»(hupeiko) мудрости своих лидеров. Можно многому научиться, читая, как авторы Нового Завета взывали ко всей церкви. Они шли длинным путем, чтобы повлиять на рядовых членов церкви. Апостолы не отдавали приказы или запреты, как это делают командиры в армии. Наоборот, они обращались с другими верующими, как с равными. И взывали к ним соответствующим образом. Нет сомнений, что лидеры поместных церквей действовали подобным образом. Их основная власть состояла в способности влиять. Уважение, которое им оказывали, было честно заслужено. Эта власть радикально отличалась от армейской власти, где солдаты должны уважать звание, а не личность.

Евр 13:7 отражает тот факт, что стиль лидерства, применяемый в церкви, это воодушевление собственным примером. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Продолжая ту же линию, 1Фесс 5:12-13 открывает нам, что лидеры были уважаемы не из-за их звания, но из-за оценки их служения – «и почитать их преимущественно с любовью за дело их».

Иисус сказал: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мтф 20:25-28).

В отношении лжеучителей, пресвитеры должны были «обличать» тех, кто противостоит здравому учению (Тит 1:9), но даже это должно было происходить в контролируемом и сбалансированном процессе, описанном в Мтф 18:15-35 (христианская дисциплина).

Пресвитеры не должны быть виновны в «господствовании над стадом», но наоборот, должны дыли вести, «подавая пример» (1Пет 5:3). Наличие нескольких пресвитеров (которые имеют равную власть), позволяет также избежать возникновения современных Диотрефов (3Ин 9-10).

Но, несмотря на все наилучшие усилия церкви, мы должны осознавать, что «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою, посему бодрствуйте» (Деян 20:30-31).

Как пресвитеры должны быть назначаемы? Павел считал, что потенциальные епископы должны отвечать длинному списку требований (1Тим 3:1-7; Тит 1:5-9). В том, что человек желает и способен быть пресвитером, явно видна работа Святого Духа (Деян 20:28). Как только находился мужчина, который отвечал этим требованиям, его назначали на это служение. В Деян 14:23 Павел и Варнава явно назначали пресвитеров, так же и Тит был оставлен Павлом на Крите, чтобы назначить пресвитеров (Тит 1:5). Как пишет Вочман Ни: «они просто утверждали пресвитерами тех, кого Дух Святой уже сделал епископами в церкви». После того, как апостолы (миссионеры) назначали пресвитеров и уходили, не пишется, как назначались последующие пресвитеры. Следуя принципу, описанному в Деян 1:15-26 и в Деян 6:1-6, можно прийти к заключению, что пресвитеры выбирались всей общиной (следуя требованиям, изложенным в 1Тим 3:1-7).



В заключение подведем итог. Слово «церковь» в Новом Завете используется для обозначения как вселенской церкви, так и общегородской, и домашней церкви. Никакая организованная церковь не простиралась дальше своего города, и не имела никакой официальной власти над другой церковью, хотя участвовала в естественном межцерковном общении и помощи. Каждая церковь идеально управлялась командой пресвитеров, в которой каждый лидер имел ту же власть, что и остальные. Не было никакого старшего пастора. Их основная власть базировалась на способности убеждать в истине. Они вели собственным примером, не помыкая церковью. Поэтому, церковное правление – это динамичный процесс взаимодействия, убеждения, и правильного распределения времени между пастырями и овцами.

Стив Аткерсон.

КомментарииComments (0)

    December 05 2008

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС