Что касается роли женщины в церкви. Часть 1

 Дорогая сестра!

Спасибо за ваше доброе письмо. Вы задали превосходный вопрос. Вы хотели узнать мой взгляд на роль женщины в церкви, и как я понимаю "ограничивающие места Писания", которые, кажется, ограничивают их (женщин) функционирование. Мне задавали этот вопрос очень много раз, так что я уже потерял счет.

Честно говоря, я в большой степени не заинтересован добавлением большего количества шума к злополучной гендерной проблеме, которая бушует в некоторых христианских кругах. Именно по этой причине я не люблю писать об этом предмете. И все же я продолжаю встречать женщин, на которых духовно надели смирительную рубашку деревянной интерпретацией определенных библейских текстов. Их истории побудили меня ступить на это опасное минное поле. Я делаю это для них, а так же и ради всех моих возлюбленных сестер во Христе. Единственное, о чём я сожалею, это то, я что не сделал этого раньше.


Сказав это, я теперь готов к тому, что мой ответ произведёт такой  эффект, что на меня посыпятся все шишки, мне будут выкручивать руки, придираться к мелочам, скрежетать на меня зубами, или попытаются побить камнями.

Итак, позвольте этому письму навсегда уладить всё это противоречие. Здесь, дорогая сестра, вы найдёте ответ на ваш вопрос. Вот - заключительное слово по этому вопросу:

Согласно Павлу, ни при каких условиях и ни при каких обстоятельствах  женщина не может говорить на церковной встрече. Она  не должна никогда, ни при каких обстоятельствах, не говорить ни слова в церкви. Она должна всегда, без исключения хранить абсолютное, полное и совершенное молчание. Если только...

её голова покрыта!

Теперь ясно в чём дело?

Я полагаю, что вы смеетесь над моим остроумием. Кроме того, я пробовал акцентировать ваше внимание на одном пункте. Факт в том, что Павел, кажется, противоречит сам себе в этом вопросе. Так называемые "ограничивающие места Писания" являются невероятно трудными для толкования. Учитывая их неясность, никто не может быть догматическим точным относительно того, что в действительности подразумевал Павел, когда он их писал. Поскольку это так, то каждое толкование, которое давалось этим текстам, имеет свои недостатки. И я без стыда признаю, что это же относиться и к моему собственному толкованию.

Для читателей письма "ограничивающие места Писания" являются теми текстами, которые, по-видимому, накладывают некоторые ограничения на служение женщины в церкви. Интересно, что во всем Новом Завете есть только два таких места. Вот они:

1 Коринфянам 14:34-35:

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

1 Тимофею 2:11-14

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

Перед тем как мы исследуем эти отрывки, я опишу, как я пришёл к таким выводам.

Полное доверие Новому Соглашению

Давным давно я получил неоценимый урок: Новое Завет никогда не должен использоваться, как руководство для подтверждения сомнительных доктрин и изолированного обучения. Новое Завет - это единое целое. Это - по существу - история. То, что написано в письмах Павла и других - часть этой истории.

Эта история содержит последовательное сообщение. Это - сообщение Нового Соглашения. Это соглашение не обновление Старого Соглашения. Оно не содержит новый набор правил, просто заменяющий старый набор правил.

Старое Соглашение содержало ряд правил, по которым должны были жить мужчины и женщины. Это также порождало острые различия между людьми предоставляя специальные привилегии определенным группам. Некоторые были достойны быть Божьими людьми - это евреи. Другие не были достойны - это язычники. Среди достойных, некоторым была особая оказана честь, чтобы быть самыми близкими Богу - это священники. Другим не была оказана такая честь - они были просто народом. Некоторые были наделены специальными служебными функциями - это священники. У других были меньшие функции - это левиты. Другим не досталось фактически никаких функций вообще - это собрание,      конгрегация.

Когда Иисус Христос вышел на сцену, вещи радикально изменились. Наш Бог открыл Новое Соглашение, которое упразднило старое. Новое Соглашение покончило с правилами. А это покончило с земными различиями. Это отменило специальные классы людей, которые обладали специальными привилегиями.

В Новом Соглашении Божий закон написан на человеческом сердце Личностью Святого Духа. Дух пришёл, чтобы наполнять всех, кто призывает Спасителя, - и мужчин и женщин. Включая и евреев, и язычников. Включая и рабов, и не рабов.

Все земные различия отменены Новым Соглашением. Все классы служителей стёрты. Обладать Духом означает иметь доступ к Богу - никто не исключается.

Но больше того, обладание Духом означает быть наделённым привилегией быть служителем в доме Божьем. Поскольку Иоиль пророчествовал: «...излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши [мужчины] и дочери ваши [женщины]... И также на рабов [мужчины рабы] и на рабынь [женские рабы] в те дни излию от Духа Моего.»
(Иоил.2:28,29; Деян 2:17-18).

Гал 3:28 подводит итог Нового Соглашения таким образом: "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." Этот стих суммирует понимание Павла влияния евангелия на культурные устои такие как расизм, рабство, и гендерное притеснение. Этот проход не сводится только к "спасению". Наоборот, тут заложено социальное значения для каждого. Новое Соглашение стирает все социальные и классовые различия. И всё это сделано для того, чтобы все могли получить Дух и служить священниками в Божьем доме. Это включает и женщин.

Исходя из вышесказанного, чтобы не означали "ограничивающие места Писания", они не могут никогда, никоим образом опрокинуть Новое Соглашение. И при этом они не могут противоречить полному вероисповеданию Нового Завета. Следовательно, идея о том, что женщины исключены из словесного общения в доме Божьем, - это катастрофическое нарушение Нового Соглашения. Соглашения, которое покончило с земными различиями и рассматривает и мужчин и женщин, как cо-священников в Царстве Божьем.

Невидимый Толкователь

Другой урок, который я получил в моём духовном путешествии, имеет отношение к реальности Святого Духа. Я - твёрдо верю в  интуитивную работу Святого Духа в жизни верующего. Я также придерживаюсь точки зрения об органической природе Тела Христа.

Дух, который в нас пребывает, дает каждому верующему Божественные инстинкты и импульсы, которые являются столь же реальными как и наши физические чувства. Поскольку Дух и Священное Писание исходят из Божественного вдохновения, водительство Духа никогда не будет противоречить Священному Писанию. И при этом Священное Писание не будет противоречить инстинктам Духа.

Учитывая это, скажу также, что просто на субъективном уровне, все мои духовные инстинкты говорят мне, что Бог хочет, чтобы женщины функционировали на встречах церкви.

Я видел встречи  домашних церквей и малые группы общения, где женщинам не разрешали говорить. Им не давали произнести слово. Говорили только мужчины. Поскольку я сидел в тех собраниях, все во мне интуитивно знало, что это было неправильно. Было что-то постыдное и неестественное во всем этом. Особенно, когда в той же самой комнате присутствовали женщины, которые были духовно богаче, чем многие из мужчин. Но на их речь было наложено вето, просто потому что они были женщинами.

Эта практика, по моему мнению, нарушает важный духовный принцип. Всё в доме Божьем должно управляться "мерой Христа" (Еф. 4:13). И все же этими встречами управляли внешние ограничения, которые производили духовное ущерб. Когда женщины, которые имеют много чего предложить для духовного назидания, отстранены от возможности говорить в собрании, церковь страдает от этого.

Я могу сформулировать ясные впечатления, которые были у меня на этих встречах, поскольку я наблюдал, что мужчины мололи чепуху, в то время как сестры пассивно наблюдали: половина  Божьего священства подавляется и уничтожается. Сестрам запрещено говорить просто потому, что предполагается, что братья будут умно интерпретировать Библию. Кажется, что они беспечно игнорируют то, что их духовные инстинкты говорят им о практических плодах такого толкования. У этой встреча есть чрезвычайный недостаток духовного богатства. Это напоминает мне так называемый "реальный мир" в фильме "Матрица" - холодный, бесцветный, и безвкусный.

Заглушка сестер - хороший рецепт для того, чтобы производить бесплодные встречи.

Когда я отстранился от этого опыта - наблюдать как сестры сидят на своих местах молча, я задал себе этот выразительный вопрос: "Какие ясные места Писания, заставляют сестер замолчать на церковных встречах? Если эта идея принадлежит Богу, то через какие тексты Он передает это поручение?" Ответ столь же удивляет, сколько и вызывает тревогу. Бесспорное сообщение заключается в следующем: мужчины не могут ничему научиться у женщин. И при этом женщина не может послужить им духовно.

Пожалуйста задумайтесь об этом на минутку.

Если бы каждый брат был до конца честен с собой, то он вынужден был бы признать, что такая мысль абсурдна. Это - также не соответствует реальной жизни. Мое собственное наблюдение состоит в том, что те, кто придерживается идеи, что женщины должны быть тихими в церкви, "потому что так говорит Библия", делают кое-что, что является пластмассовым. Ну, скажите, какой мужчина, если быть до конца откровенным, и если он имеет нормальный показатель интеллекта, действительно полагает, что он не может учиться духовным вещам от женщины? Такая вера напрягает границы доверчивости, пока они не ломаются.

На собственном опыте я убедился, что некоторые из самых замечательных мыслей, которые мне когда-либо довелось слышать на встречах церкви, прозвучали именно из уст женщин. Их вклад был глубоким, богатым и значащим. Женщины также привносят некоторый элемент в  общение, который мужчины не могут привнести. Это - аромат Иисуса Христа. Интересно, везде в  Священном Писании, когда упоминается аромат Бога, женщины всегда оказываются вовлечёнными (Псалом 44:7-9; Лук 23:55-24:1; Иоан 12:3). Женщины обладают уникальной способностью передавать аромат жизни Христа другим.

Поэтому, я утверждаю, что практика заглушения женщины на встречах является чем-то внешним, искусственным, а не естественным выражением подлинной жизни Тела.

Что бы случилось  если бы. . . ?

Вообразите на мгновение, что эти два "ограничивающих текста" не появились в Новом Завете. Что было бы практикой тех церквей, которые не позволяли  женщинам говорить на встречах? Что женщины предпочли бы сделать?

Такой острый вопрос... если можно найти ответ на него... это глубоко и проницательно. Если группа позволила бы сестрам говорить в их собраниях, то нужно  задать вопрос, а не противоречит ли  практика заглушения сестёр в церкви естественной жизни Духа.

На мой взгляд, противоречит.

Интересно, что некоторые из мужчин, которые придерживаются доктрины, что "женщина, должны быть тихой", признавались мне, что они озадачены относительно того, почему Бог запрещает женщинам говорить в церкви. Некоторые из них высоко хвалили вклады их жен в духовные дела...  и  выражали замешательство относительно того, почему они не могут использовать такой вклад женщин в общественных собраниях.

Я приветствую желание этих мужчин  быть преданными их пониманию Священного Писания. Но я бросаю вызов точности такого понимания и его духовных и библейских оснований. И я побуждаю их вновь переосмыслить свою интерпретацию, основываясь на этом, более глубоком исследовании.

Я остро осознаю, что существуют мужчины, которые являются шовинистическими настроенными, патриархальными и иерархическими женофобами (можете выбрать ваше собственное определение) и законниками, которые угнетали женщин всю свою жизнь. Эти одурманенные души стремятся опираться на любой стих Библии, который может быть искривлён и использован как полицейская дубинка против женщин. Они весьма умны при маскировке их собственных личных мотивов против женщин стихами Священного Писания. И любого, кто защищает женщин, говорящих в церкви, они будут судить и преследовать как модернистскую ересь. Но я не обращаюсь к таким людям в этом письме.

С другой стороны, я был на множестве встреч, где женщины говорили в присутствии мужчин. Все церкви, с которыми я работаю, делают так. Огромная духовная выгода и сестрам и братьям на протяжении таких встреч бесспорна. Более того, дух каждого верующего в комнате знает, что это полноценное участие женщин является и надлежащим и необходимым для того, чтобы полноценно делиться Христом. Признаки присутствия Святого Духа - "жизнь и мир" - бесспорно подтверждают это (Рим 8:6).

В этой связи замечу, что в каждом органическом выражении церкви, о которой я знаю, функция сестер на встречах такая же, как и у братьев. (Это было верно в моем собственном опыте с тех пор, как я начал участвовать в домашних встречах в 1980-ых). По моему мнению, только тогда, когда мы особо подчёркиваем "ограничивающие места Писания" и принимаем их определенное толкование, такая ситуация начинает изменяться. Она переходит от свободы к подавлению. Это никогда не было признаком отпечатков пальцев Бога; в то время как "где Дух Господень - там свобода" (2 Кор 3:17).

Теперь прежде, чем кто - либо, читая это письмо, начнёт вырывать предыдущие параграфы из контекста, и назовёт меня "духовным субъективистом"... и прежде, чем я буду обвинён в возвеличивании моего субъективного мнения выше Священных Писаний (я предсказываю, что кого - то обязательно так скажет)... позвольте мне повторить то, что я уже сказал выше. Священное Писание и внутренний свидетель Духа всегда идут нога в ногу.

Следовательно, если наша интерпретация Библии "с душком" перед лицом того, что наш человеческий дух говорит нам... и если это прямо отрицает то, что фактически реально в наших собственных жизнях (что мужчины могут учиться духовным вещам у женщин), то это должно вынудить нас серьезно вновь исследовать наше толкование определенных мест Писания.

Я сказал все это, чтобы сделать одно простое заключение: Моё толкование "ограничивающих мест Писания" совершенно отражает то, что мой дух говорит мне, о том, что является правильным, надлежащим, естественным, и духовно жизнеспособным на церковной встрече. Это также отображает совершенно то органическое выражение церкви, с которым я знаком. Таким образом, на духовном, практическом, и интеллектуальном уровнях, я - в мире с этим.

Я бы предложил, чтобы любой, кто желает обновить своё понимание по этому вопросу, взял бы все три элемента (духовный, практический, и интеллектуальный) в рассмотрение. Игнорирование одного из них может легко привести к перекошенной перспективе.

Другими словами, культура новозаветней  церковной жизни устраняет любое толкование "ограничивающих мест Писания", которое запрещает женщинам говорить на церковных встречах.

Что нам говорит  большая картина?

Прежде, чем мы приступим к толкованию "ограничивающих мест Писания", ответим на другой основной вопрос: "Какое общее учение Нового Завета о роли женщины в церкви?"... "Что является большой картиной в целом служения женщины?"

Вы найдете, что это совершенно совместимо с общими принципами Нового Соглашения.

Ниже следует хронологический обзор служения женщин в Новом Завете. Так как у меня нет симфонии перед глазами, я делаю это по памяти:

* Елизавета и Мария (не Захария и Иосиф) являются первыми, кто получил весть о рождения Христа в мир. Они удостаиваются чести и благословляются ангелами. Они являются также первыми, кто поют и пророчествуют о Младенце Христе.

* О пророчице Анне Писание упоминает с почтением как о той, кто говорит о Мессии к тем, кто ожидал Его (Лук 2:36-38).

* В течение земного служения нашего Господа, группа, которую Лука называет "Женщины", была точно также известна как и "Двенадцать" (Лук 8:1-3; 23:49, 55; 24:24). Фактически, двенадцать  учеников - мужчин были довольно незначительной группой, если сравнивать с ученицами Господа (см. Главу 16).

* И "Двенадцать" и "Женщины" были среди тех 120, кто ждал сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян 1:14). Женщины, наряду с мужчинами, говорили в языках, объявляя о "больших делах Божьих" (Деян 2:1-11).

* Святой Дух был излит на женщин и мужчин одинаково - как результат пророчества: "... и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши " (Деян 2:17-18).

* Во Христе, были разрушены все земные барьеры. Текст Гал 3:28 смело объявляет: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. "  Поэтому женщины, не второразрядные граждане в церкви Бога.

* Павел и Сила насаждают церковь в Филиппах. Она начинается с женщин. Лидия - один из них. Она принимает гостей на церковные встречами у себя дома. Невообразимо думать, что женщины в церкви в Филиппах не могли говорить или функционировать на встречах. Причина? Церковь была составлена главным образом из женщин (Деян 16:12).

* Прискилла и ее муж, Акилла, преподают Аполлосу путь Бога более полно (Деян 18:26). Примечательно, что четыре из шести раз, когда Прискилла и Акила упомянуты в Новом Завете, имя Прискиллы стоит первым (Деян 18:18, 26; Рим. 16:3; 2 Тим. 4). Это - древняя стенография, показывающая, что Прискилла была более духовно видна. Кроме того, тот факт, что ее имя стоит первым, когда она и ее муж инструктировали Аполлоса, указывает, что она вела в том объяснении (Деян 18:26).

* Евангелист Филип  имел четырех дочерей, которые были пророчицы (Деян 21:9). Это означает, что они пророчествовали. (Отметьте, что пророчество первого столетия всегда происходило в среде церкви. Теперь подумайте о следующем: Если женщина пророчествует Божьим  Духом и являет Иисуса Христа, с какой стати человеку запретили бы слышать это?)

* В 1 Коринфянам 11:4-5, Павел говорит, что женщины могут и молиться и пророчить, когда церковь объединяется (1 Кор 11:1-34). Контекст этого места ясно дает понять, что Павел имеет ввиду общественные встречи, где присутствуют и мужчины и женщины.

* Когда Павел написал своё письмо христианам Рима, он почтил следующих женщин за их служение в церкви: Фиву, Прискиллу, Мариам, Трифену, Трифосу, Персиду, Юлию, и сестру Нирея (Рим. 16). В этой главе, Павел перечисляет в два раза больше мужчин, чем женщин. Но он хвалит женщин, более чем в два раза чаще, чем мужчин.

* Павел упоминает Юнию как товарища-апостола (Рим. 16:7). Это - самое лучшее толкование утверждения "прославившихся между Апостолами". ("Юния" - ясно женское имя.) 1

* В Послании к Филлипийцам 4:2-3, Павел делает специальное упоминание о Еводии и Синтихии, кто помог ему в работе.

* Павел напоминает Tиту, что старшие женщины должны были "учить добру"; Они должны были также учить молодых женщин (Tит 2:3-5).

* Павел упоминает мать Тимофея и бабушку. Есть серьезные основания думать, что эти две женщины преподавали Тимофею Священные Писания, так как он был ребенком (2 Тим 1:5; 3).

Итак ясно: Женщины были активны в служении в церкви первого столетия. Поскольку они были получателями Духа, они были настолько же частью верующего духовенства, как и мужчины. Мы находим их пророчествующими публично. Молящимися публично. Обучающими публично. Мы также находим их сражающимися плечом к плечу с Павлом в Божьей работе. Но что ещё более важно, Павел называет некоторых женщин "сотрудниками", - термином, который он обычно употреблял по отношению к мужчинам.

Это говорит о том, что некоторые интерпретируют "ограничивающие места Писания", чтобы доказать, что женщины должны де-факто быть исключены из общения на встречах, когда присутствуют мужчины. Но это заключение противоречит по-сути общим принципам Нового Завета. Поэтому защитники теории - "женщины не должны говорить", вовлекаются в полностью небиблейские выкрутасы, которые заключаются в том, что бы различать "общение" (это якобы когда только сестры присутствуют), и "научение" (это когда мужчины присутствуют). Но это - чистое изобретение. И это противоречит контексту Нового Завета.

Нет никакого свидетельства где-нибудь, что Павел или его окружение когда-либо исключали кого-либо из служения на основании пола. Павел успешно трудился рядом с такими женщинами как Прискилла, Еводия и Синтихия без всякой надменной ерунды о Божественно предопределяемой женской неполноценности. Далее, нет никакого аналога идеи "женщина не может говорить в присутствии мужчин" ни в одном из других писем Павла. Короче говоря, оба письма Павла совместимы с революционным чувством, которое он высказал в послании к Галатам 3:28.

Правда заключается в том, что "ограничивающие места Писания" являются очень неясными. Любой, кто утверждает, что они ясны и понятны, живет в тумане предположения и академической наивности. С другой стороны, такое утверждение отражает погружённое во мрак невежества упущения таких текстов как Деян 2:17; Гал. 3:28; 1 Кор. 11:5; и 1 Кор. 14:26, 31.

Возьмите любой приличный комментарий. Найдите там "ограничивающие места Писания", и вы обнаружите множество различных способов, которыми эти тексты могут интерпретироваться из-за двусмысленности языка. Тот факт, что компетентные евангельские ученые не соглашаются в определении значений слов, использованных  Павлом в этих стихах, свидетельствует о неясности в этом вопросе.

По моему мнению, мы  всегда должны интерпретировать неясное ясным, а не наоборот. Когда мы интерпретируем ясную и последовательную истину Священного Писания в свете одного или двух неясных текстов, мы закончим тем, что разорвём основное сообщение Библии. И затем мы будем вынуждены делать все виды экзегетической гимнастики, чтобы заставить много ясных текстов соответствовать нашей интерпретации немногих неясных текстов.

Поэтому, когда неясный текст, кажется, имеет разногласия с ясной истиной Священного Писания, мы должны тщательно смотреть на контекст.

Frank Viola

//www.ptmin.org

{mos_fb_discuss:2}

КомментарииComments (0)

    November 08 2007

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС