Структура церкви в вопросах и ответах

Это своеобразные FAQ о структуре управления церковной общиной, задаваемые мне на христианских форумах и при личном общении.


Вы ошибаетесь, считая, что нашли универсальную структурную модель для церкви. Писание не дает нам четкого определения для этого.

Не совсем так. Проведя непредвзятый анализ Писания (под непредвзятостью я подразумеваю забыть на время о существовании пасторов наших церквей, и о том, что они думают о своей роли в церкви), не сложно увидеть, что в учении Иисуса и Апостолов о Церкви не присутствует ни идея единовластия в общине, ни идея структурирования общины. Писание не говорит конкретно, как именно должно быть. Но оно достаточно четко говорит о том, как быть не должно.

Для себя лично я вывел два определения - библейская и не библейская церковь. Основные принципы библейской церкви заложены в Писании. Чем дальше церковь отдаляется от этих принципов, тем более она становится не библейской. Это не означает, что она становится "не церковью". Это не значит, что Дух Святой не действует в такой церкви, и люди не спасаются. Действует. Но эффективность его действия значительно снижается из-за противодействия системы человеческого (читай - пасторского) единовластия. И действует Он уже не «благодаря», а «вопреки».

Люди спасаются. Но их последующий духовный рост, достижение христианской зрелости начинает зависеть более от пастора, нежели от них самих и Бога.

"Библейскость" церкви определяется, прежде всего, соблюдением оптимального баланса в системе "человек - Дух святой" в механизме управления церковью. Чем больше свободы дается Духу Святому в общине в плане проявления и высвобождения Своих даров, умножения Своих плодов тем община становится более библейской. Наипервейшая задача - это найти такой оптимальный баланс, когда Дух Святой эффективно выполняет Свою работу, а человек - свою. Если эти принципы соблюдаются даже при условии, что во главе общины стоит один пастор - на здоровье. Я знаю такие общины и таких пасторов, и писал об этом. Как и о том, что это очень редкие исключения из общего правила.

Я согласен с Вами, брат, что Писание не дает нам догматического образца устройства церковной общины, как это было в Ветхом завете, где Бог расписывал все до мелочей, даже количество колышков у палаток.

Но мы живем в Новом завете, и имеем ум Христов. Дух Святой, живущий в нас, позволяет нам иметь духовное мышление и суждение о сути вещей, и упраздняет необходимость расписывать нам все по мелочам.

И Бог ждет от нас этого "нового мышления", духовного анализа. Все, что необходимо нам - это отойти от образца ветхозаветного шаблонно-стереотипного мышления, и дать возможность Духу Святому работать.

 

Есть панацея! Исполняйтесь Духом!

АМИНЬ!!! Во истину, все гениальное - просто.

я бы очень хотел быть членом собрания с такими духовными братьями, чтобы можно было в едином духе стоять за истину.

Пишу конкретно Вам, Константин. Остальные могут это не читать. Несколько раз Бог конкретно говорил мне через Слово, которое было ответом на мои молитвы, посты и поиски.

Первый раз Господь показал мне: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. (Деян.13:2)

Бог показал, что Он будет отделять от закостенелых церквей Своих Варнав и Савлов, для которых сила Духа Святого и Его власть - не пустой звук. Отделять, чтобы распахивать новые нивы и вливать новое вино в новые мехи.

Бог ясно напомнил мне, как началось пятидесятническое пробуждение в Америке в начале 20 - го века. Ведь и тогда Господь не крестил Духом сотни и тысячи сразу. Началось все с единиц, которые этого жаждали. И эти люди так же не встречали поддержки и понимания в своих церквях, их изгоняли, считали чуть ли не одержимыми. Пока Господь не свел их вместе на Азуза - стрит.

Второй раз, в тот момент, когда я ощущал себя очень одиноким в своих взглядах, когда я вопрошал к Богу: ну неужели никто больше не видит, что происходит?!,

Господь показал мне: Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. (3Цар.19:18)

Он как бы, и ободрил, и в тоже время и обличил меня: - не думай, что ты один такой умный.

И спустя некоторое время я начал знакомиться с людьми, которые имеют точно такие же взгляды. Стоят на тех же позициях. И я понял, что их не так уж и мало.

Так что, все не так грустно, брат! Все только начинается!

 

 

Но ведь Апостолы обладали властью и выстраивали вертикали власти?

Апостолы не были иерархами и не выстраивали структур и вертикалей власти. Я неоднократно писал уже, что служение первоапостолов уникально по определению. Они НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ученики Христа. С них все началось. До них вообще не было никаких церквей и христианства. Не было канонической Библии. Люди вообще не знали, КАК надо. Задача Апостолов, прежде всего, была в том, чтобы научить людей христианству.

Павел - основатель многих церквей. И если бы была столь любимая вами иерархическая вертикаль, то Павел бы просто собрал бы вокруг себя десяток-другой учеников, обучил бы их, рукоположил на пасторов, и поставил бы каждого над конкретной церковью. Но тогда бы все послания Павла назывались бы примерно так: "Пастору Коринфской церкви такому-то", "Главному пресвитеру Галатийской церкви такому - то" и т. д. Если иерархия имело место быть, то логичнее, со стороны Павла писать к главе конкретной общины, а не ко всей общине.

Когда в каком либо цехе на заводе не выполняется план, директор завода вызывает на ковер не весь цех, а начальника цеха. Он не пишет послания типа "Уважаемые работники рельсобалочного цеха..." Он просто вставляет начальнику цеха по первое число, а тот, в свою очередь, разбирается с "уважаемыми работниками".

В случае же с Павлом мы имеем послания "к Римлянам", "к Галатам", "к Ефесянам" и т. д. т.е. к общинам, а не к их руководителям.

Вспомните 1 - е Коринфянам. В общих словах, Павел пишет: ребята, у вас есть проблемы. Пожалуйста, разберитесь с этим и наведите порядок. Если вы сами не разберетесь с этим, то мне тогда придется применить свою апостольскую власть, и, придя к вам, навести этот порядок самому, чего мне очень не хочется делать. Причем, Павел увещевает, убеждает членов общины, а не раздает директивы: Так! Равняйсь, смирно! Слушай мою команду! Этого на замечание, этому - выговор, а этого отлучить! А этого - расстрелять! 

Любой глава иерархии поступает именно так, без лишних рассусоливаний.

В результате, вся община вняла словам Павла, и во втором послании Павел хвалит, опять же, всю общину.

Вам же я настоятельно рекомендую ознакомиться с историей церкви и, особенно, с периодом Отцов церкви.

Уделите особое внимание Клементу Римскому. Это внесет ясность в Ваше представление об иерархии и о том, откуда она взялась.

 

 

Как по Вашему, почему подавляющее большинство устраивает сложившаяся в церквях ситуация?

Вчера стоял на собрании в конце зала, смотрел сзади на все собрание, размышлял, и вот какая мысль мне пришла в голову...

Почему существует такое искаженное христианство? Да потому, что оно востребовано! Оно удобно для подавляющего большинства. Между общиной и пасторами заключено своего рода паритетное соглашение.

Община позволяет пасторам ставить на себе эксперименты по выживанию, быть этакой собачкой Павлова, позволяет на себе ездить, опробовать на себе различные «вИдения, учения, откровения», становится под ярмо авторитарной власти. А в замен - снимает с себя всю ответственность за результаты этих экспериментов и перекладывает ее на пасторов. Это удобно для одних и это выгодно другим.

Я стоял и думал: вот если прямо сейчас дать этим людям свободу, что произойдет? А ничего! Будет коллапс. Или ступор... Они просто не будут знать, что с этой свободой делать. Никто не указывает направление, никто не разжевывает и не раскладывает все по полочкам, нужно самому - искать, вникать, разбираться... Неудобно это, непривычно!

То ли дело - мы церковь такая-то, деноминации такой-то, пастор у нас такой-то, учит он вот так то и так то. Заходи, друг! Прокрустово ложе для тебя уже готово. Ты только ляг, а остальное - дело техники.

Но фишка в том, что Иисус говорил, что если слепой ведет слепого, то ОБА упадут в яму. Иисус не лишил ответственности ведомых за то, что их всего лишь вели. Все окажутся в яме. И ответственность за прозрение в равной степени и на тех и на других. Это христианство по Христу. Это Его стандарты. Не примет Он отмазок типа "Меня так пастор научил. Это он во всем виноват."

 

Но ведь и многие члены церквей относятся к пасторам чисто потребительски

То, что Вы описываете, и есть результат смещения устройства церкви от общины к структуре. В общине понятия «старший - младший» - возрастное (в духовном смысле). А в структуре - позиционное, иерархическое.

То есть пастор, служитель - по жизни старший, а остальные - по жизни младшие. И кого волнует, что некоторые "младшие" давно в духовном возрасте переросли старшего. Он все равно продолжает пичкать их манной кашей, от которой уже тошнит, и хочется мяса.

И многих устраивает такой расклад - оставаться годами в духовных памперсах, великовозрастными младенцами. А у малыша какое любимое слово? Правильно - "дай!" А не дашь - буду капризничать, говорить про отсутствие любви, или вообще уйду в другой детский сад!

Вот и получается «змея, кусающая себя за хвост». Пастора плодят духовных младенцев, годами держа их в детсадовском возрасте, но при этом требуют понимания и отношения к себе, как от студентов пятого курса семинарии.

Продолжу свою мысль. Т.е с одной стороны пасторам выгодно такое положение вещей - младенцами легче управлять - то конфетку дал, то ремень показал... Но с другой стороны, такая ситуация не пойманным бумерангом бьет их по затылку. Ведь есть "вИдения", есть планы, есть проекты, которые очень хочется осуществить, но в одиночку - невозможно. Нужны люди - деятельные, мыслящие, инициативные... А где взять, если сам не воспитал таких? Вот и приходится иметь дело с тем, что наплодил.
С одной стороны - да, ты пуп земли, тебя все слушают, открыв рот, ты наслаждаешься своей властью и значимостью. А с другой стороны - один геморрой. И одиночество, по сути...

 

Может ли церковь вообще быть структурой?

Вообще, в НЗ мы нигде не найдем сравнения церкви с какой-либо структурой. Не дается никакой структуры, и все тут. В Ветхом завете есть структуры, например, "система Иофора" (Исх. 18:17-26). Эта система была предложена Моисею его тестем, языческим жрецом. Именно эту систему и втиснули в структуру управления современными церквями. Но Библии нет ни слова о том, что Бог одобрил ее. Напротив, когда Моисей обращается к Богу за советом, Он дает ему совершенно другие рекомендации:

 

14 Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня;

15 когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.

16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;

17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

(Чис.11:14-17)

Вот структура управления, угодная Богу - через совет старейшин, на которых один Дух. В равной мере. И нет ни у кого никаких предпосылок для превозношения одного перед другим.

Примечательная деталь: Господь возлагает на старейшин от Духа Святого. Не от духа Моисея. В церквях же с выраженной пасторократией все идет от духа пастора.

Есть в ВЗ и другая структура - монархия. Народ порешал, значит, что должен быть один человеческий лидер над всеми. То как на это Бог отреагировал, Вы в курсе. Спрашивается, а что изменилось? Бог изменился? Его принципы изменились? Почему многие думают, что сейчас он должен положительно оценивать сосредоточение всей власти в церкви в руках одного человека, если тогда он сказал, что это есть богоотступничество?

 

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;(1Цар.8:7)

В НЗ красной нитью проходит сравнение Церкви с телом. Наше тело - уникальная саморегулирующаяся структура. Многие сложные процессы в нем запускаются и происходят автоматически, вне нашего контроля и желания, благодаря мозгу и ЦНС. Наш мозг вполне справляться с обеспечением регуляции жизнедеятельности организма, его органов и систем (я говорю про норму, а не про патологию).

По Библии - глава, мозг тела (Церкви) - Христос. И этого вполне достаточно, чтобы обеспечить жизнедеятельность христианской общины и регуляцию всех процессов, происходящих в ней.

Нужно, прежде всего, рассматривать общину, как саморегулирующуюся и самодостаточную структуру. Все процессы, происходящие в ней, должны носить, прежде всего, естественный характер. Процесс роста и развития, выдвижение авторитетных лидеров, формирование тех или иных служений... Все должно происходить естественно.

Мы не можем позволить себе поступать с людьми иначе, чем Бог поступает с нами. Для Бога очень важен, и является приоритетным принцип ненасилия над личностью, добровольности принятия человеком Его воли. Бог не ломает волю человека, не подчиняет его Себе насильно. Бог сотворил каждого человека уникальным и неповторимым.

И если мы будем помнить о том, что в Церкви обязана существовать теократия, т.е. ситуация, когда Господу максимально легко осуществлять управление Церковью, то в этой ситуации нам остается сделать так, чтобы каждая часть Тела Христова могла доносить свои чувства, мысли, переживания до всей Церкви. И лишь так сохранится единство и нас друг с другом, и нас с Христом.

 

Но ведь написано в Библии, что всякая власть - от Бога. Давайте упраздним милицию, ГАИ и пусть каждый ездит по дорогам так, как считает нужным. Вы к этому призываете?

Виктор, Вы правда ничего не понимаете, или делаете вид что ничего не понимаете?

Вы упорно хотите преподнести меня народу как бунтаря против всякой власти вообще. Этаким батькой Махно - долой власти, даешь анархию!

Но то, что вы опять не хотите видеть СУТИ того, что я говорю, это совсем не означает, что все именно так, как Вы это видите.

Причем здесь ГАИ, мирская власть, и т. д.? Вы что, серьезно не понимаете разницы между миром и Церковью, и разницы между функциями мирской власти и власти в Церкви?

Объясню. Бог поставляет власть в безбожном мире, для того, чтобы сдерживать зло, которое господствует в мире. Поэтому главная функция мирской власти - внушать страх и карать преступления и беззакония. Ведь многие потенциальные преступники не совершают преступлений не из за любви к закону, а из-за страха перед ним. Для этого и нужна власть - чтобы следить, чтобы эти законы худо-бедно соблюдались.

Но в церкви все по-другому. Не даром Иисус антагонистически противопоставил мирскую и церковную власть, указав на коренные различия ее функций. Те - властвуют и господствуют, а вы - служИте. Главная мотивация для того, чтобы делать что-то или не делать чего-то в церкви - это любовь, а не страх.

Скажите, Виктор, а что является основным законом в Церкви? Правильно, Библия, Слово Божье. А что делать, если кто-то противопоставляет свою собственную власть власти Слова Божьего, и делает то, что Слово Божье не велит делать? Но при этом та же самая Библия всегда находится у него в руках. Является ли власть такого человека легитимной? Иди Вы предлагаете заменить заповедь Божью преданием человеческим? Так Иисус на эту тему однозначно высказывался.

И кто Вам сказал, что это именно Божье дело метать молнии и кирпичи с небес в беспредельщиков - пасторов? Кто Вам сказал, что Он будет это делать, если мы сами и пальцем не хотим пошевелить, чтобы привести ситуацию в соответствие Слову Божьему, а свою трусость и малодушие лицемерно называем "смирением" Ведь это нужно нам, прежде всего, от этого страдаем мы, а не Он.

А Он сделал для нас все возможное. Он дал нам Свое слово, по которому мы должны жить. Он послал Своего Сына, который пришел и научил нас, как надо жить. Что Вам еще надо? Чтобы Бог за Вас защищал Вашу личную свободу, если Вы сами позволяете другому человеку делать из нее половую тряпку. Пусть даже этот человек - пастор Вашей церкви.

Да не будет Бог этого делать! Понимаете? Не будет. И не делает. Поэтому пасторы - беспредельщики чувствуют полную безнаказанность, или свято верят, что они правы. Конечно, Бог спросит с них жестко, за каждую овцу, за которую умер Его Сын, но которую они покалечили или растерзали. Но это будет потом.

Бог сказал как-то, что недостаток ведения - это серьезная проблема для человека. От этого гибнут. Но Бог не будет загружать в нас ведение во сне, или во время обеденного перерыва на работе. Для этого нужно самому употреблять усилие, и напрягать собственные мозги. Но, конечно, при условии, что-то, что нужно напрягать, еще не окончательно промыто и проканифолено высосанными из пальца учениями о пасторском единовластии.

 

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:

2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;

4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

(1Пет.5:1-5)

Здравствуйте, Валентин. Вы привели очень правильное место Писания, и очень к месту.

Если рассмотреть весь этот пассаж Писания, то мы увидим, что сначала стоит повеление пасторам - пасти, заботится, показывать пример, не господствовать.

А затем повеление младшим - подчиняться таким пасторам. В месте с наказом пасторам даны и их идентификационные признаки - т.е. пастор - это тот, кто заботится, пасет, показывает пример и не господствует. И апостол учит младших подчиняться таким пасторам, и дает и им идентификационные стандарты пастора - кого можно считать пастором, а кого нет. Св. Писание рассматривает пасторство как функциональную категорию, а не позиционную.

Следовательно ты пастор ровно до того момента, пока ты соответствуешь требованиям Св. Писания. Если ты не соответствуешь этим категориям, но продолжаешь называться пастором, то ты уже не пастор, а самопровозглашенный самозванец. И бунтарь! Да- да! перво-наперво - бунтарь! Ты бунтуешь против Слова. Оно говорит тебе, что если ты пастор - то должен так-то поступать. А ты заявляешь: нет, я пастор, но буду поступать по- другому.

Дык, скажите мне, какое право имеют бунтари против Божьего Слова записывать в бунтари тех, кто против их собственного бунта? Не абсурд ли это?

У Кальмана, в одной из статей есть пример хороший. Если по специальности - ты программист, но приходишь на работу, и играешь целыми днями в «Дум» или «Квэйк» то ты не программист, а геймер. Да, по записи в трудовой книжке - программист. А по сути - геймер. Программист должен программы писать.

Так же точно и с пасторством. Человек, не рукоположенный официально в церкви на пастора может иметь сердце пастора и быть по сути пастором. А человек стоящий на должности пастора, по форме, может им не являться по сути.

 

Но ведь пастор - это прежде всего служитель, он служит своей церкви.

Хорошо, такой пример: представьте себе некоего графа или барона, который записывается на прием к своему слуге у его секретаря, для того, чтобы слуга послужил этому барону.

А секретарь при этом говорит барону: Вы знаете, на этой неделе ваш слуга очень занят, и послужить вам не может. Зайдите через недельку...

Барон приходит в назначенное время, но вынужден еще сорок минут сидеть в приемной, ожидая, когда слуга соблаговолит, таки, его принять.

Мне в связи с этим на память приходят бывшие коммунистические лидеры и нынешние депутаты Госдумы. И те и другие лицемерно именовали и именуют себя «слугами народа».

Приведу очень хорошее высказывание священника Якова Кротова:

«Священство есть - должно быть - тяжёлым и грязным трудом по сохранению плоти христианской жизни. Это умывание грязных ног, стоя на коленях, а не как сейчас - высокоторжественное помазание нижестоящих лбов.

Священника каждый должен иметь возможность обидеть - а он должен простить и этим явить Христа. "Пасторство" - властолюбивая идея, которой не просматривается ни в Деяниях апостолов, ни в посланиях Павла. Бесконечно лукаво восхваление священства священниками как "самопожертвования". Саморасчёсывание, самоудовлетворение, да ещё под маской самопожертвования»

По-моему, лучше не скажешь...

 

То о чем написал Олег - это действительно разумно (метод Иофора). Т.е. большая церковь "делится" на небольшие группы.

При той системе, которую описал Олег и о которой говорите Вы, есть один существеннейший недостаток, который сводит на ноль, или даже загоняет в минус все ее преимущества.

Вместо церкви-общины, которую мы видим в Писании, мы получаем церковь структуру. То есть, все это ничем не отличается от ватиканской системы, во главе которой стоит Папа Римский. И тот, кто стоит во главе этой структуры, от Папы, по сути, ничем не отличается. Он навязывает всем свое видение, свои вкусы, свое понимание тех или иных мест Писания. А вертикаль власти, т.н. "Система Иофора", следит за тем, чтобы не было никаких отклонений от "генеральной линии партии".

Скажу больше - «папская» система протестантского образца намного хуже и опасней католической. Дело в том, что у протестантов, в отличие от РКЦ, нет единого учения. В РКЦ нет и быть не может «учения Папы римского», или вариантов, чтобы Папа изменял бы учение РКЦ в соответствии со своими личными откровениями.

В протестантстве, как мы видим, такие явления - сплошь и рядом. «Соло скриптура», помноженная на «роль пастора в церкви», при отсутствии единой концепции вероучения - весьма взрывоопасная штука. Я имею в виду не реформацию Никейского символа веры, а перекосы и смещения акцентов в учениях. Примеры таких учений вы и сами знаете. Не буду приводить.

Эти малые группы, о которых Вы говорите, лишены самостоятельности. Их контролируют, их лидеры обязаны постоянно отчитываться перед вышестоящими лидерами, а те - перед своими лидерами, и далее - по восходящей.

Я знаком с такими церквями и с этой системой. Конечно, это лучше, нежели стадионные мега-церкви, но это еще не библейский новозаветный принцип.

Я же говорю о полной самостоятельности и автономии небольших христианских общин. Когда каждая община ищет НЕПОСРЕДСТВЕННОГО водительства Божьего. Когда каждая община обрабатывает пусть небольшой, но свой участок нивы Божьей, но обрабатывает его тщательно и качественно.

Когда община вырастает, что ей становится тесно на своем участке, надо не вставать за один плуг в три смены, а отделять работников на другой, еще не обработанный участок.

И чем больше таких общин, тем больше участков нивы Божьей будут возделаны.

И если за главный критерий успеха брать не количество, а качество, т. е. не численный рост церкви, а качественный духовный рост ее членов, достижение ими христианской зрелости, то принцип многочисленности небольших христианских общин даст 100 очков вперед любой самой огромной мегацеркви.

Несомненно, эти общины могут собираться вместе, например, раз в месяц для совместного богослужения. Пресвитеры этих общин могут иметь свои общие собрания, на которых они могут вместе вырабатывать принципы сотрудничества и взаимодействия - но это СОЮЗ РАВНЫХ. Над ними нет никакого "Папы", который бы направлял всех и командовал бы всеми.

У них есть общая цель - распространение царства Божьего. Но каждая община идет к этой цели своим путем, который Господь открывает лично ей.

Вадим Сибирский

{mos_sb_discuss:2}

КомментарииComments (0)

    October 05 2007

    О нашем сайте

    По всему миру люди собираются в маленькие группки для того, что бы служить Богу и поклоняться Ему, быть семьёй, воодушевлять и влиять на жизни друг друга. Эти группки называются по-разному: простые церкви, органические церкви, домашние церкви. Но независимо от того, как они называются, люди, которые вовлечены в них, ценят воплощающее служение погибающим, живут преданно для Иисуса и друг для друга и хотят избавиться от всего того, мешает быть полностью посвященным последователем Христа.

    Подробнее...

    ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС